47,5 тыс подписчиков
«Железнодорожный провал» императорской России
Полноценная национальная экономика, и тем более развитая индустрия, не может существовать без массовых, дешевых и не зависящих от времени года перевозок. Это всегда было особенно важно для Российской империи, территория которой раскинулась чуть не на полмира. В конце XIX — начале XX века такие перевозки в континентальной России могли обеспечить только железные дороги. Именно поэтому мистификаторы от истории в своих в попытках доказать невиданный экономический взлет России в 1913 г. никак не могут обойти железнодорожную тему.
По этой теме исследуемые нами мистификаторы предъявляют в свою пользу два главных аргумента. Первый — Российская империя якобы за год в среднем строила железных дорог больше, чем Советский Союз. И второй — прибыльность казенных железных дорог в России была настолько высока, что финансово обеспечивала погашение большей части государственных долгов того времени и процентов по ним.
Начнем со второго аргумента. Б. Л. Бразоль, в частности, пишет: «Накануне войны 1914–18 гг. доход государственных железных дорог покрывал 83 % годичных процентов и амортизации государственного долга». А далее то же самое воспроизводит множество последователей Бразоля.
Казалось бы, в нормальной государственной логике растущей экономики ситуация должна складываться строго наоборот. Для того, чтобы товары были дешевле, а значит, более конкурентоспособны на рынке, нужно было снижать их себестоимость и рыночную цену. И в том числе очень высокие для огромной России транспортные издержки поставок сырья, производства товаров и их доставки потребителю. Но вместо этого правительство империи держало очень высокие казенные железнодорожные тарифы, тем самым тормозя конкурентоспособность и рост собственной экономики!
Почему возник такой парадокс? Разразившейся мировой экономический кризис 1900 г., русско-японская война и Первая русская революция, как уже говорилось выше, практически привели Российскую империю к финансовому краху. Расширенное использование внешних кредитов стало уже невозможно или почти невозможно.
Кроме того, революция 1905–1907 гг. заставила царское правительство пойти на отмену выкупных платежей с крестьянства за выделяемые в собственность земельные наделы. А эти платежи составляли около 6 % доходов бюджета империи.
Для того, чтобы выплачивать ранее взятые международные займы и проценты по ним и одновременно поддерживать бюджет, нужно было найти какие-то новые источники государственных доходов. Одним из таких важнейших источников и стали железные дороги.
Правительство сократило инвестиции в казенное железнодорожное строительство более чем втрое, и одновременно начало рассматривать железные дороги как сугубо коммерческие предприятия.
https://t.me/historypapirus - подписаться на канал
2 минуты
6 июля 2023