210 подписчиков
«Ведомости» сообщили о том, что ЧВК «Вагнер» с 2014 года получила от государства свыше 1,7 трлн рублей финансирования, что превосходит среднегодовые расходы Минобороны на закупки вооружений в период с 2014 по 2020 годы.
Сумма сразу же вызвала массу вопросов.
Один из них – методология подсчёта. 858 млрд рублей составили заключённые в период с 2014 по 2023 гг. контракты с ЧВК. Ещё 845 млрд рублей указали как прибыль компании «Конкорд» от поставок МО продовольствия. Как видно, журналисты смешали грешное с праведным.
Нужно разделять контракты с ЧВК и контракты с компаниями Пригожина на поставку продуктов питания. В первом случае речь идёт об оплате охранных и иных военизированных услуг ЧВК, и деньги направляются именно компании. Во втором случае деньги получает Пригожин и совсем не факт, что все 845 млрд рублей в итоге были направлены на содержание ЧВК.
Проблема лишь в том, что разделить такие доходы сложно, а без доступа к бухгалтерии Пригожина и ЧВК и вовсе невозможно. Впрочем, этого и не требуется.
Если вооружиться калькулятором, то выйдет, что за 9 лет – с 2014 по 2023 гг. ЧВК получала в среднем 95 млрд рублей в год. При этом в 2022-2023 году она получила значительно больше в силу специфического контракта в зоне СВО. Много это или мало? Всё относительно: в среднем ежегодные расходы федерального бюджета на СМИ колеблются в коридоре от 100 до 120 млрд рублей. Аналогичная история и с продуктами питания для МО: примерная ёмкость данного рынка до начала СВО оценивалась в районе 1,5 трлн рублей. Так что за все годы вполне можно было заработать 845 млрд рублей или 93 млрд рублей в среднем за год. Много или мало – опять же вопрос относительный: чистая прибыль «Газпрома» по итогам 2021 года составила 1,55 трлн рублей.
При этом, говоря о расходах на ЧВК, нужно учитывать и доходы от её деятельности (а как, к слову, оценить в денежном эквиваленте освобождение города Артёмовск), а также тот факт, что ЧВК – как и положено коммерческой структуре – усердно работала над выходом на самоокупаемость.
Структура доходов ЧВК – а здесь опять вопрос, как распределялась прибыль между сотрудниками компании и Пригожиным – более-менее понятна:
1. Доходы от охраны и обеспечения безопасности.
2. Добыча нефти и иных полезных ископаемых в странах присутствия ЧВК.
3. Поставки продовольствия МО через компании Пригожина (часть прибыли шла на нужды ЧВК);
4. Ресторанная деятельность Пригожина (в общем зачёте немного, но копейка никогда не бывает лишней).
В общем, финансовые расчёты весьма условны и – с учётом событий 24 июня – крайне манипулятивны. ЧВК – один из инструментов реализации государственной политики и не всегда корректно оценивать эффективность работы этого инструмента в денежном эквиваленте.
Ещё больше новостей на канале Ивана Лизана
Как устоять в когнитивной войне?
2 минуты
6 июля 2023