116,3 тыс подписчиков
Часто замечаю, что некоторые комментаторы придают Библии особый пафос на фоне остальных мифических текстов. Это понятно, для верующего человека объект культа не является чем-то простым и похожим на те, в которых верили люди Древности. Однако Боги античных времен - такие же люди, но со сверхъестественными способностями. Они могут побеждать неведомых монстров (Аполлон победил змея Пифона, Яхве победил Левиафана), способны наказывать людей и творить все, что им вздумается. Так было везде. Со временем, под влиянием греко-римской философии, отношение к богам-боссам изменилось, их стали воспринимать через призму предельных состояний: они самые совершенные, самые всесильные, творцы всего сущего и против них нет приема, даже у лома. Поэтому строки в Библии, где Яхве описан как типичный бог Древнего Мира, стали интерпретировать строго "мифопоэтически" (метафорически, иносказательно).
Но исследователь не должен заниматься подобным анахронизмом. Он берет объект таким, каким его воспринимали люди того времени: типичным богом Древнего Мира, для которого присущи человеческие чувства любви, злости, гнева, милосердия и т.д. Апофатика и катафатика - это древнегреческий "модерн", экстраполированный на мейнстримную религиозную мысль. Нельзя использовать данный подход как общее место для всех периодов Древности.
1 минута
5 июля 2023
3917 читали