60,1 тыс подписчиков
После заключения Брестского мира в марте 1918 года немецкий посол в России граф Вильгельм фон Мирбах стал фигурой крайне непопулярной. Ему ставили в вину кабальные условия «похабного» договора не только противники большевиков, но даже их союзники — левые эсеры. На съезде Советов, который открылся в начале июля в Москве, делегаты долго скандировали «Долой Мирбаха!».
В этих условиях послу следовало быть очень осторожным. Но против власти, особенно если ее представляет всесильная ВЧК, идти было глупо. Вот посол и согласился встретиться с сотрудниками органов, когда они попросили его об этом. 6 июля 1918 году к немецкому посольству в Денежном переулке Москвы прибыли двое — левый эсер Яков Блюмкин, возглавлявший отдел ВЧК по борьбе с германским шпионажем, и Николай Андреев, выполнявший при нем роль не то фотографа, не то охранника. У них на руках был мандат ВЧК, подписанный самим Дзержинским, а поводом для встречи с Мирбахом послужило выяснение обстоятельств некого «дела», в котором был замешен племянник посла.
Беседа получилась недолгой. В какой-то момент Блюмкин выхватил пистолет и сделал три выстрела — в фон Мирбаха и двух сотрудников посольства. И три раза промахнулся. Видя, что все живы, в дело вступил Андреев. Он достал свой наган и выстрелив два раза в сторону посла, (один из них оказался смертельным), бросился к окну. Два террориста выпрыгнули со второго этажа и бросились к машине. Немцы открыли в ответ огонь и ранили Блюмкина в ногу.
Большевики тщательно расследовали убийство дипломата. Личности террористов установили достаточно быстро. Вот только поймать их не удалось. Андреев убежал на Украину, примкнул к батьке Махно и умер в 1919 году от сыпного тифа. Что касается Блюмкина, то его заочно приговорили к трем годам тюрьмы, но когда эсер, устав прятаться, пришел с повинной, то после недолгого следствия его полностью простили.
Фото: фон Мирбах, Я. Блюмкин, Н. Андреев
1 минута
6 июля 2023
1060 читали