Найти тему

До 5 марта следующего года Apple должна будет выполнить требования европейского закона о цифровых рынках (DMA). Теоретически это означает, что к данной дате она должна будет разрешить либо сторонние магазины приложений, либо самостоятельную установку приложений пользователями, либо и то, и другое.


О сроках стало известно после того, как Apple подтвердила, что она имеет статус так называемого "привратника" — является одной из компаний, на которые будет распространяться действие предстоящего закона. Однако всегда есть нюансы.

DMA — это антимонопольное законодательство, направленное против технологических гигантов. Его цель — повысить конкуренцию в секторе за счет устранения некоторых преимуществ, которыми обладают доминирующие игроки, а также облегчить конкуренцию для стартапов. Если закон будет применяться так, как задумал ЕС, то он затронет Apple тремя способами:

— Apple должна разрешить разработчикам использовать сторонние платежные платформы.
— Пользователи должны иметь возможность свободно устанавливать приложения, не делая этого через App Store.
— iMessage должен будет взаимодействовать с другими платформами обмена сообщениями.

Несомненно то, что Apple придется разрешить разработчикам использовать сторонние платежные платформы при продаже приложений через App Store.
Это уже сделано в США, согласно решению по иску Apple против Epic Games (хотя Apple сейчас обжалует это решение в Верховном суде США). Однако последствия для App Store и iMessage если и наступят, то это может занять годы.

Почему такая неопределенность в отношении приложений? По замыслу тех, кто разрабатывал закон, он должен заставить такие компании, как Apple, позволить своим клиентам выбирать способ установки приложений.

Однако формулировка DMA содержит потенциальную оговорку, и Apple, вероятно, воспользуется этим, чтобы оспорить его в суде. [Далее очень бюрократичная цитата]:

— Для того, чтобы сторонние программные приложения или магазины программных приложений не угрожали целостности аппаратного обеспечения или операционной системы, предоставленной "привратником", у соответствующего "привратника" должна быть возможность применять пропорциональные технические или договорные меры для достижения этой цели, если "привратник" продемонстрирует, что такие меры необходимы и оправданы и что не существует менее ограничительных средств для защиты целостности аппаратного обеспечения или операционной системы. Целостность аппаратного обеспечения или операционной системы должна включать любые варианты дизайна, которые необходимо реализовать и поддерживать для того, чтобы аппаратное обеспечение или операционная система были защищены от несанкционированного доступа путем обеспечения того, что средства контроля безопасности, указанные для соответствующего аппаратного обеспечения или операционной системы, не могут быть скомпрометированы. Кроме того, для того чтобы гарантировать, что сторонние программные приложения или магазины программных приложений не подрывают безопасность конечных пользователей, необходимо, чтобы "привратник" мог применять строго необходимые и соразмерные меры и настройки, кроме настроек по умолчанию, позволяющие конечным пользователям эффективно защищать безопасность в отношении сторонних программных приложений или магазинов программных приложений, если "привратник" продемонстрирует, что такие меры и настройки строго необходимы и оправданы и что нет менее ограничительных средств для достижения этой цели. "Привратник" должен быть лишен возможности применять такие меры в качестве настройки по умолчанию или предустановки.

То есть Apple может утверждать, что принуждение пользователей и разработчиков покупать и продавать приложения через App Store — единственный реальный способ защитить их от вредоносного ПО и мошеннических приложений. И это может сработать.

Итого... формально дедлайн 5 марта есть, а как оно будет на самом деле — узнаем ближе к делу.
3 минуты