Найти тему
41 подписчик

📝НА ЗАМЕТКУ Игры разума, или Зачем развивающемуся мозгу игра

Игра для ребенка — это не просто веселое времяпрепровождение, но и важнейший фактор развития. Помимо усвоения социальных норм, умений и навыков, игра оказывает непосредственное влияние на мозг. Рассказывает ЕЛЕНА БОДРОВА, соавтор программы дошкольного образования «ПРОдетей», создатель системы обучения и воспитания Tools of the mind и международный исследователь в области дошкольного образования (США).
Что такое «управляющие функции мозга»
Управляющие функции (УФ) – это функции головного мозга, которые позволяют выбирать цель деятельности, разрабатывать план ее достижения, контролировать выполнение и корректировать подход в зависимости от промежуточных и конечных результатов. За большинство управляющих функций отвечает префронтальная кора, которую в шутку сравнивают с «центром управления полетами».
Уровень развития управляющих функций связан с важными жизненными показателями: академической успеваемостью, физическим и психическим здоровьем, финансовой успешностью во взрослом возрасте. Он предопределяет будущее даже лучше, чем уровень IQ и социально-экономический статус семьи.
Развитие управляющих функций идёт до 22-25 лет, но самый прочный фундамент закладывается именно в дошкольном возрасте, в 4-5 лет. В это время неблагоприятный детский опыт, такой как болезнь, развод родителей, особенно сильно сказывается на ребенке, так как отвлекает ресурсы мозга от развития.
Что относится к управляющим функциям мозга
Условно управляющие функции можно разложить на три компонента:
Самоконтроль.
Как в знаменитом эксперименте с зефиром, когда для того, чтобы получить вторую порцию лакомства детям нужно было немного подождать и не есть первую. Тогда очень мало ребят успешно прошли это испытание.
Рабочая память.
К ней относится информация, которую мы можем держать в уме достаточно долго, чтобы использовать в деятельности — например, правила игры или алгоритм решения задачи. Это важный аспект усвоения умений, навыков и дальнейшего обучения в школе.
Когнитивная гибкость.
Это возможность быстро и без особых затруднений переключаться в познавательной или игровой деятельности с одного условия на другое. Как, например, в эксперименте с сортировкой картинок, где на карточках представлены синие и красные бабочки и машинки. Сначала детям нужно разложить их по цвету, а затем — по форме. Несмотря на кажущуюся простоту задачи, быстро сменить ориентиры оказывается для ребят непростым делом.
Совет:
Детям легко запомнить, но трудно переключиться. Это стоит держать в голове взрослым, когда они изо дня в день повторяют ребенку одно и то же. Ребенок отлично помнит правила. Но уровень его самоконтроля пока ещё не позволяет ему эффективно их применять. #университетдетства #психология #дошкольноеобразование
3 минуты