Найти тему
40,6 тыс подписчиков

ДОМ СЛЕВА ПРИМЕЧАТЕЛЕН ТЕМ, что в 1945-46 годах на его строительстве трудился писатель и будущий Нобелевский лауреат по литературе, а в то время заключенный, Александр Исаевич Солженицын.

"Строительство было обнесено, как это всегда бывает на людных улицах, сплошным деревянным забором", - позже вспоминал писатель.

Летом 1945 года Солженицын получил 8 лет лагерей за "антисоветскую агитацию". Сначала сложная тюремная судьба занесла его на карьеры в Подмосковье, а уже осенью 1945 года будущего писателя перевели в Москву на работы по строительству элитного дома для работников МИД и Министерства госбезопасности - на стройку № 121, как это тогда официально называлось.

Этот дом перед нами слева. Тогда он находился по адресу Большая Калужская, 30, а сегодня это - Ленинский проспект, 30. Совсем рядом с метро "Ленинский проспект" и МЦК "Площадь Гагарина".

Поначалу Александр Исаевич оказался на стройке на высокой должности - заведующий производством. Однако из-за козней начальника участка его понизили до ученика в бригаде маляров. Потом было ещё несколько должностей, то взлёты, то падения: помощник нормировщика, ученик паркетчика.

Работы на "121-й стройке" были относительно комфортными: вечерами Солженицын выступал в кружках самодеятельности и читал книги по физике (до войны он работал учителем математики). Разрешались и свидания с родными - несколько раз в неделю к нему приезжала жена.

Так продолжалось до лета 1946 года. В июле 1946-го Солженицына со стройки в Москве перевели в "шарашку" в Рыбинск, где он попал в закрытый научно-исследовательский институт и работал по своей технической специальности. В таких условиях пролетели ещё 4 года. А потом, с 1950 по 1953 года, был тяжёлый казахстанский каторжный лагерь.

Уже после освобождения, вернувшись в Москву, Солженицын иногда приезжал к дому 30 по Ленинскому проспекту. Как он говорил, "в психотерапевтических целях".

"Не могу удержаться, хулиганю: поднимаюсь по лестнице и на белом подоконнике, полмарша не дойдя до кабинета начальника лагеря, пишу черным: «121-й лагучасток». Пройдут - прочтут, может - задумаются", - писал Солженицын.

А глядя на спортивный магазин "Спартак", писатель вспоминал, что на этом месте были лагерная столовая, сцена и культурно-воспитательная часть (КВЧ).

"Для измерения масштабов жизни так это полезно - окунуться в безвыходное прошлое. ... Я хожу так, арестантским прямым тупиком, с поворотами на концах, - и постепенно все сложности сегодняшней жизни начинают оплавляться как восковые".
2 минуты
356 читали