293 подписчика
Для Поля Сезанна Эмиль Золя был другом детства и юности,собеседником в парижских кафе,человеком,с которым можно поделиться своими мыслями об искусстве. При этом Золя никогда не понимал и не ценил искусства импрессионистов и Сезанна. В последнем он видел много провинциализма и необоснованных потуг на признание. В Париже Золя не очень лестно распространялся об искусстве друга,что видно по его письмам к их общим знакомым. Однако Золя всегда охотно отзывался на просьбы Сезанна и предоставлял свою помощь,когда художник о ней просил в письмах.
Но появление романа «Творчество», где Сезанн узнаваем в персонаже Клода Лантье, «гении-неудачнике», привело к разрыву между друзьями. Для Золя Сезанн в 1885 году - это художник-неудачник. Вот отрывок из романа: «Это была бесконечная борьба и ежедневная работа по десять часов, полная отдача своего существа. И вот как! Через двадцать лет после такой страсти прийти к столь жалкому результату!Столько надежд, мук, жизнь, затраченная на тяжелый труд вынашивания, на то и на это, о Боже!»
В 1886 году Золя посылает экземпляр своей книги Сезанну. Художник,в свою очередь,
отправляет Золя благодарственное письмо, написанное очень вежливым тоном, с большим достоинством положив конец этой долгой дружбе: «Мой дорогой Эмиль.
Я только что получил «Творчество», любезно присланное тобою. Я благодарю автора «Ругон-Маккары» ( так назывался цикл книг Золя,в который входил роман «Творчество») за оказанный мне знак доброго внимания и хочу его просить о чести пожать руку в память о прошедших годах.
Весь твой в воспоминаниях об ушедшем времени. Сезанн.»
Больше художник и писатель никогда не общались.
“Сезанн". Автор Мишель Хуг.
ООО "Издательство Астрель", ООО "Издательство АСТ", 2001год.
1 минута
2 июля 2023