Найти тему
104,9 тыс подписчиков

«Восстановление прав собственности на движимое имущество происходило при поддержке местных властей. Так Начальником Екатеринославского уезда в начале сентября (1919 года — примечание от ТИ) было издано распоряжение о «немедленном возврате» бывшим владельцам, при содействии волостной администрации, «лошадей, племенного и рабочего скота». Подобное содействие восстановлению нарушенных прав собственности могло оказать влияние на формирование у крестьян убеждения в «симпатиях властей к помещикам», тем более, что возврат имущества зачастую исходил при поддержке отрядов Государственной Стражи...» (с) В. Ж. Цветков. Сельское хозяйство белого юга России. Реализация законодательных актов белогвардейских правительств.

И так, на дворе 1919 год. Белые в сентябре ещё продолжают свой «Поход на Москву», вкладывая в удары последние силы, резервов нет. Что нужно делать в тылу? Правильно, толкать крестьянские массы прямо в «объятия» батьки Нестора Ивановича Махно. Ведь Екатеринославская губерния до Революции была одной из самых «помещичьих» в стране. Махновщина в тылу у белых вылилась в создание особого анклава с населением до 2 миллионов человек, вообще не контролируемого белыми. А рейд Махно не просто ударил по белому снабжению, но и вынудил белогвардейцев перебрасывать войска в тыл с фронта (!). То есть у белых не просто резервов не было, они ещё и в разгар решающих боев за Москву просто сняли часть войск с фронта. И окончательно разбить Махно им все равно не удалось. Это только большевики сделают, да и то — аж в 1921 году. И Антон Иванович Деникин расстроенно пишет:
«...в результате в начале октября в руках повстанцев оказались Мелитополь, Бердянск, где они взорвали артиллерийские склады, и Мариуполь — в 100 верстах от Ставки (Таганрога). Повстанцы подходили к Синельникову и угрожали Волновахе — нашей артиллерийской базе... Случайные части — местные гарнизоны, запасные батальоны, отряды Государственной стражи, выставленные первоначально против Махно, легко разбивались крупными его бандами...
Положение становилось грозным и требовало мер исключительных. Для подавления восстания пришлось, невзирая на серьезное положение фронта, снимать с него части и использовать все резервы...
Но в то время, когда наши войска начинали еще наступление, Махно с большой бандой, перейдя Днепр, бросился к Екатеринославу и взял его... С 14 по 25 октября злополучный город трижды переходил из рук в руки, оставшись в конце концов за Махно...» (с) А. И. Деникин. Очерки русской смуты.
Хорошие такие «банды», берущие города и разбивающие гарнизоны, вынуждающие белое командование отводить с фронта войска, правда? Но именно Деникин и усилил махновщину, своим бездумным «законом о третьем снопе» и стремлением в разгар войны возместить помещикам убытки за «поломанные имения».
Фотография: А. И. Деникин, Н. И. Махно.
«Восстановление прав собственности на движимое имущество происходило при поддержке местных властей.
2 минуты
326 читали