Найти тему
4 подписчика

Фарфор как субстанциональный материал в акте Творения 🏺


Художники XX и XIX века часто обращаются к фарфору и керамике: они делают скульптуры, расписывают тарелки, создают пасхальные яйца.

Очень ярко о работе с керамикой выразился Владимир Немухин:

Мой интерес к художественному фарфору зародился давно, еще в период освоения опыта первого русского авангарда. Идеологическую важность «агитационного фарфора», которую столь высоко ценили большевики, я никак не ощущал, как, впрочем, и все ценители этого вида искусства. Меня интересовала сугубо эстетическая проблематика, революционные подходы, приемы и методология работы с этим материалом.

Я открыл для себя, что керамика, и фарфор в частности, относится к числу субстанциональных материалов в акте Творения. Недаром в самых разных, на первый взгляд ничем не связанных между собой культурно мифологических традициях встречается один и тот же лейтмотив: глину слепили, дунули в нее, и она полетела.

Попав в Европу, с ее знаменитыми традициями в производстве изделий из фарфора, я внимательно изучал фарфоровые изделия западных художников — Пикассо, Брака, Лучио Фонтана... Германия, где в 1709 году алхимик Иоганн Беттгер открыл рецепт белого фарфора, в этом смысле мне была особенно интересна. Я начал, образно говоря, осваивать пространство немецкой фарфоровой белизны с позиций русского художественного авангарда. Одновременно в рамках культурного диалога я старался внести в этот поиск новую образность.

Для меня «делать фарфор» — это такой же акт творения, как создание картины, только в станковой живописи созидание происходит как бы из ничего, а при росписи фарфора уже есть нечто — некая серийная вещь, не обладающая художественной индивидуальностью. Ее надо осмыслить пластически, а затем придать эстетическое своеобразие заключенному в ней пространству.

В этом направлении я и веду все свои эксперименты с фарфором, стараясь выявить в традициях искусства «информель»* эстетическое своеобразие присущих моему творчеству знаковых элементов в принципиально новом для их существования пространственном и материальном поле.

* — Информализм, информальное искусство, информель (фр. art informel) — направление в искусстве, возникшее во второй половине 40-х годов XX века в Париже, Франция. Обычно под этим понятием объединяют различные течения в абстрактном искусстве, возникшие в Европе после Второй мировой войны в конце 1940-х — начале 1950-х годов.
1 минута