66,8 тыс подписчиков
Что будет, если Моне отзеркалить?
Продолжаем наши "Уроки смотреть" в микродозах.
Илл.: Клод Моне. "Утро на Сене". 1896 (Sotheby's, 2018, 20,5 млн. долл.)
Продолжаем рассматривать картины, где главный герой -- воздух и оттенки времени суток. Вот перед нами полное совершенство (не зря оцененное в 20 млн. долларов). Это та самая простота, от которой один шаг до пренебрежительного профанного "да мой ребенок так же нарисует". Однако рассмотрите, как тут все легко и прекрасно. Надо быть уже очень опытным мастером, чтобы сделать это так виртуозно и легко.
Что хорошего в этой картине: все оттенки синего цвета. Но мы чувствуем, какой из них предназначен для листвы, какой для земли, какой для травы. Идеальная симметрия, образованная линией горизонта посередине картины -- на самом деле не идеальная, из-за того, что на ряби воды отражения смещаются. По этой причине нашему глазу не скучно. Например, внизу по центру мы видим отражения двух свисающих веток, типа /\/\ , а в верхней половине картины они потеряны и нам не видны.
Еще немного, и это был бы тест Роршаха, с его зеркальными кляксами, но линия бледно зеленой ряски ровно по центру (помечающая горизонт), не дает нам потерять ориентацию в пространстве. Не знаю, как Моне умел этот делать, но тот участок розового, который вода, он действительно более текуч и плотен, а тот который воздух -- более мягок. По горизонталям - наша любимая восходящая / обрамленная всякими финтифлюшками.
На втором кадре (см. 1-й коммент) я специально для вас повернула эту картину на бок, чтобы вы легче могли различить, чем отличаются реальность и отражения (и каким мастером надо быть, чтобы это суметь так воплотить!)
1 минута
28 июня 2023
7591 читали