24,8 тыс подписчиков
Первая дозаправка самолета в воздухе произошла ровно 100 лет назад (27 июня 1923 года). Выполнили её капитан Лоуэлл Х. Смит и лейтенант Джон П. Рихтер на двух бипланах Airco DH-4B армейской авиации США. Через месяц после этого, на одном из них будет совершен полет продолжительностью 37 часов 15 минут. В этом перелете, самолет был дозаправлен 16 раз, было установлено 16 новых мировых рекордов по дальности, скорости и продолжительности полета. Британский биплан Airco DH-4 стал неким испытательным стендом в американских ВВС. Его широко использовали для экспериментальных полетов, испытывали двигатели и оснащали новыми крыльями. Интересно, что после окончания Первой мировой войны, у США оставалось много DH-4, как внутри страны, так и во Франции. А поскольку на тот момент уже имелись усовершенствованные модели 4B, было решено не везти самолеты через Атлантику. Все оставшиеся во Франции машины, вместе с другими устаревшими тренировочными самолетами и самолетами разведки, принадлежащие США, были просто сожжены. Это событие позже окрестят - "Костер на миллиард долларов". А в самой Европе биплан Airco DH-4 и DH-4А, будет использоваться для выполнения регулярных пассажирских перевозок такими авиакомпаниями, как Aircraft Transport and Travel, Handley Page Transport и SNETA.
Через 8 лет после первой в истории дозаправки в воздухе, идеолог и родоначальник ВВС СССР, конструктор, изобретатель и организатор производства парашютной, авиационной и воздушно-десантной техники Павел Игнатьевич Гроховский предложил проведение подобных испытаний в СССР. Под его чутким руководством в НИИ ВВС был сконструирован и собран первый в Союзе самолет-танкер, в качестве которого выступил доработанный самолет-разведчик Р-5. По задумке инженеров, топлива должно было передаваться через выпускаемый шланг длиной в несколько десятков метров. Самолетом, которого заправляли в эксперименте, служил бомбардировщик ТБ-1. Для проведения процедуры, экипаж вручную ловил и устанавливал шланг в заправочную горловину. Операция была очень сложной и занимала большое количество времени. Несмотря на то, что в целом эксперименты прошли успешно, командование посчитало, что строевые летчики не справятся с подобными воздушными трюками, и идея развития не получила. Интересно, что в одном из полетов ТБ-1 продержался в воздухе 25 часов. К разработке системы и методики дозаправки в воздухе вернуться после войны с принятием на вооружение первых реактивных самолетов. На второй фотографии показан процесс дозаправки Ту-4 методом "с крыла на крыло".
2 минуты
28 июня 2023
154 читали