Найти тему

🗣 РУДРА – ИСТОКИ ШИВАИЗМА 🗣


Бхандаркар (Рамакришна Гопал Бхандаркар, автор труда «Вишнуизм, шиваизм и второстепенные религиозные учения», 1913 г.) считает, что истоки шиваизма восходят к ведийскому Рудре, олицетворению страшных и разрушительных явлений, когда «бури вырывали с корнем деревья и даже разрушали жилища, а молнии мгновенно убивали людей и зверей или же свирепствовали эпидемии, уносившие множество народа».

Рудра (чье имя возводится к корню rud ‘реветь‘) с ревом бродит по свету в сопровождении могучих ветров (Марутов), своих сыновей. Эти страшные явления стихии порождены гневом Рудры, которого тем не менее можно умилостивить молитвой, хвалой или жертвоприношением. Рудра затем превратился в Шиву (śiva), «милостивого» бога.

В Ригведе Рудра олицетворяет разрушительную силу молнии, но, если его умилостивить молитвами, он становится пашупа ‘защитник скота’ (РВ 1.114.9). Рудра насылает болезни, но может и излечить их (1.43.4). Такой амбивалентный характер Рудры многократно подчеркивается в Ригведе.

Образ ведийского Рудры постепенно развивался; в «Шатарудрии» (TC IV.5.1; ВаджС 16) он описывается как бог «пустынных и ужасных мест, таких, как кладбища, горы и леса. Тем зверям и дикарям, которые обитают в последних двух, и тем разбойникам и изгоям, которые тяготеют к ним, он стал господом».

Постепенно он превратился в бога, пронизывающего всю вселенную, обитающего в огне и воде, во всех существах, в травах и деревьях, и, таким образом, стал верховным правителем всего. Бхандаркар указывал, что уже в Ригведе Рудра иногда изображался как бог, достигший высшей власти (VII.46.2). Именно такой образ Рудры стал «предметом спекуляций в упанишадах, созерцание которого во время медитации или наяву всюду во вселенной наполняет человека блаженным покоем».

👉 От вед к индуизму : Эволюционирующая мифология / Р.Н. Дандекар; Москва, Восточная литература, 2002.

#дандекар #веды #бхандаркар #рудра #шива #индуизм
1 минута