104,8 тыс подписчиков
Справа — практически всем известный генерал Лавр Георгиевич Корнилов. А вот деятель слева вряд ли так хорошо известен «широкой публике». Это — Василий Степанович Завойко (1875 — 1947). И он играл довольно заметную роль в событиях 1917 года, включая «Корниловское выступление».
В. С. Завойко был потомком известного русского адмирала, героя Крымской войны. Сам же Василий Степанович долгое время занимался нефтяным бизнесом (будучи одновременно и помещиком дворянского происхождения) и имел широкие связи в среде тогдашних предпринимателей. Весной 1917 года этот нефтепромышленник собрал у себя на квартире ряд «идеологически близких» людей. Группа выработала проект «остановки Революции», центральным элементом которого должен был стать именно Л. Г. Корнилов как «лицо проекта». Корнилов правда сам тогда ещё об этом не знал.
В мае 1917 года В. С. Завойко оставил свою успешную предпринимательскую деятельность и отправился к Л. Г. Корнилову, став его адъютантом-ординарцем. В тот период Корнилова просто окружили подобные «ординарцы», причем нашептывали они ему разные идеи.
Завойко одновременно был и неплохим журналистом, его идея заключалась в военной диктатуре с опорой на часть населения.
«В этом отношении показательна роль ближайшего политического окружения Корнилова. Завойко принимал участие в обсуждении состава «Совета» и предполагал войти в него в качестве министра продовольствия. Более того, он выступал за созыв некоей Чрезвычайной Государственной Думы, в составе депутатов 1-го и 4-го созыва, а также представителей от политических партий, казачества, торгово-промышленников и духовенства...
Считается, что авторство воззваний Корнилова принадлежало Завойко (пригодилось его «бойкое перо»)...» (с) В. Ж. Цветков. Генерал Корнилов.
То бишь Л. Г. Корнилов стал своего рода «чаянием» для определенной части населения, прежде всего — бизнесменов, некоторых политиков и части офицерства. Подобные расклады, разумеется, пугали А. Ф. Керенского, опасавшегося «контрреволюционного переворота». Как видим, даже «воззвания Корнилова» были написаны не лично Корниловым, скорее всего.
Показательна дальнейшая судьба Завойко: он после провала «корниловщины» вроде как был арестован, но был быстро освобожден «при неизвестных обстоятельствах». Эмигрировал в Лондон, немного посидел там, а затем отправился в колчаковский Омск. Там тоже не сильно задержался, став в итоге... начальником личной канцелярии атамана Г. М. Семенова (тоже персонаж известный). Одновременно к 1920 году В. С. Завойко получил гражданство США. Куда и эмигрировал уже после падения «белого Владивостока» в 1922 году.
Так что, когда вам рассказывают про «бескорыстных белых генералов», то посмотрите внимательнее, кто именно стоит за их спинами. Эти люди зачастую не особо известны широкой публике. Но разве не за их интересы фактически сражались Корниловы, Колчаки и Деникины?
2 минуты
26 июня 2023
390 читали