В партии левой руки при исполнении последовательности бас–аккорд, акцент всегда приходится на слабую долю: бас звучит глубоко и очень коротко, а аккорд – с акцентом, возникающим, во-первых, благодаря сильному нажатию аккордовой клавиши большим пальцем левой руки (в силу конструкции инструмента все клавиши, воспроизводящие аккордовые звуки, располагаются с задней стороны грифа левой клавиатуры, и играют на них только большим пальцем левой руки), а во-вторых, за счет движения мехом, усиливающего акцент на слабую долю.
Нередко в сочетании с мелкими длительностями в партии правой руки бас исполняется настолько коротко, что слышны только щелчки клавиш, в то время как аккорд воспроизводится очень глубоко. В реальном звучании прослушивается не чередование бас/аккорд, а только аккорды в синкопированном ритме.
Активная работа мехом в большей степени характерна для плясовых наигрышей. Ярким исполнительским приемом является игра с перетрёхом или с подтрёхом. Этот прием заключается в резкой смене движения меха на одном звуке, без отрыва пальцев от клавиш, что приводит к ритмическому дроблению длительностей. В описываемой традиции гармонисты чаще всего делают перетрёх на слабой доле.
Современное состояние традиции
В настоящее время на территории Липецкой области и северных районов Воронежской области традиция игры на елецкой рояльной гармонике является самым активным, интересным и показательным элементом современной народной музыкальной культуры. Вместе с тем, по сравнению с 1980–1990-ми годами сегодня, как показывают экспедиционные исследования, традиция игры на елецкой рояльной гармонике и сам инструмент на всей обозначенной территории в значительной степени утратили активность бытования. Важным является и тот факт, что в современной городской народной музыкальной культуре возрастает интерес к инструменту среди среднего и молодого поколения жителей Липецкой области. Подтверждением тому является создание в июле 2013 года на общественных началах сайта «Елецкая гармонь» жителем города Липецка Александром Пчелинцевым. На сайте представлены все направления бытования елецкой рояльной гармоники, в том числе видео школа по обучению игре, записанная от Анатолия Ивановича Королькова – гармониста-виртуоза «старого поколения». За последние месяцы популярность сайта выросла, его посетили до четырех с половиной тысяч человек.
В настоящее время мастерство игры на рояльной гармонике передаётся традиционными способами, однако в процесс обучения включены все современные средства информации: записывающие устройства, интернет-ресурсы. Встречаются случаи обучения у мастеров игры. Обучение детей игре на рояльной гармонике начинает развиваться в рамках детского дополнительного образования в классе предмета по выбору или дополнительного инструмента. В Детской школе искусств пос. Боринское Липецкого района Липецкой области обучает детей Анатолий Иванович Корольков (был директором школы на протяжении 40 лет), в Детской школе искусств села Хлебное Новоусманского района Воронежской области обучает директор школы Сергей Иванович Студеникин, ведется учебная работа в Детской школе искусств № 1 г. Ельца.
#гармонь #гармошка #народноетворчество #игранагармошке #песниподгармошку #русскаягармошка #гармоньпесни #гармоньлюбимая #подгармонь
2 минуты
22 июня 2023