Найти в Дзене
18,7 тыс подписчиков

Был ли первый поставленный Богом судья Израилев Гофониил высоконравственной личностью? Сложный вопрос... Вообще, Гофониил - во многом знаковая фигура в истории Израиля. С него начинается судейская летопись, им открывается древнееврейская теократия. Это «недостающее звено», соединяющее патриархальный Израиль Иисуса Навина с теократическим Израилем древних судей. Гофониила избрал Сам Господь спасителем (Суд. 3:9) народа и через Святого Духа дал ему особый дар силы. В этом смысле этот человек был «харизматическим» лидером Израиля и должен был являть собой образ идеального судьи. Его имя (или прозвище) עָתְנִיאֵל בֶּן קְנַז (Отниэль бен Кназ) – «Лев божий», говорило об исключительных духовно-моральных качествах носителя имени и предопределяло ему царский венец.

   Был ли Гофониил действительно "Божиим" львом - образцом веры, мудрости, добра и справедливости? Судя по его судейским делам, да, был. Именно в руки Гофониила Господь предал "великого и ужасного" Хусарсафема, царя месопотамского (Суд. III, 10). При том же Гофонииле Израиль наслаждался миром 40 лет. Это уже немало.
Однако, если читать Книгу Судей (и другие книги Ветхого Завета) внимательно, можно увидеть в образе Гофониила черты обычного стяжателя... Книга судей свидетельствует, что Гофониил надоумил жену, Ахсу, просить у Иисуса Навина участок земли (Суд.1:14). На первый взгляд, здесь нет ничего кримианльного. Поступок Ахсы легко укладывается в рамки ветхозаветной праведности, ибо добродетельной жене благопристойно думать о приобретении полей (Прит. 31:16).
   Однако здесь все не так просто. Дело в том, что поля у Гофониила уже были... Он получил их от Халева (преемника Навина) участок трофейной земли, положенный ему в качестве надела. Книга судей именует эту землю «землей полуденной» (Суд. 1:15). Но Гофониилу этого показалось мало. Он захотел больше... Вместе с источниками верхними и источниками нижними. Сейчас трудно установить, сколько именно земли пожелал Гофониил. Совершенно очевидно только одно – то, что «лев Божий» захотел «живой крови», склонил ум и сердце к стяжанию земных благ.
1 минута
179 читали