Найти тему
160,8 тыс подписчиков

Bradley для бедных: ВСУ теряет последние украинские «мотолыги» МТ-ЛБ


Для того, кто служил в армиях СССР или любой из бывших его республик, значение слова «мотолыга» расшифровывать не надо. С этим гусеничным транспортером знакомы все. Между тем, воевать машине приходится до сих пор. Родиной МТ-ЛБ стал Харьковский тракторный завод около полувека назад. С тех пор в СССР, России, странах бывшего Варшавского договора изготовили 55 000 таких машин в разных модификациях. Сохранившихся до наших дней, благодаря простой и надежной платформе для оснащения самым разнообразным вооружением.

Транспортер разгоняется по хорошей дороге до 80 км/ч, везет 2,5 тонны груза или 11 пассажиров, буксирует все, что прицепишь, плавает, защищает экипаж и груз от стрелкового оружия. Широкое распространение «грузовичка» на постсоветских просторах и его «украинские корни» не могли не сделать аппарат одним из наиболее популярных на Украине «исходников» для модернизаций. Чаще всего из «мотолыг» делают что-то вроде бронетранспортеров для перевозки пехоты и ее огневой поддержки на поле боя.

В заводских условиях еще до начала СВО на Украине выпустили порядка 30 модернизированных МТ-ЛБМШ. Тогда на стандартную «мотолыгу» установили более мощный мотор и боевой модуль, состоящий из 30-мм автоматической пушки, спаренного с ней 7,62-мм пулемета ПКТ и пары пусковых установок ПТУР «Барьер» с лазерным наведением. Есть серьезные подозрения, что большинство из них к нынешнему моменту уже ликвидированы российской армией. Но в распоряжении ВСУ было Бог знает сколько сотен еще советских МТ-ЛБ. Из которых, в ожидании поставок западных бронемашин, украинцы пытались создавать импровизированные бронетранспортеры. Главный минус «мотолыги» в подобной роли — фактически отсутствующее бронирование. Тонкую сталь ее корпуса прошьет насквозь первая же очередь даже из 12,7-мм крупнокалиберного пулемета. Но что вы хотите от «Bradley для бедных»?

Штатно, в мирное время, «мотолыгу» вооружали башенкой с 7,62-мм пулеметом ПКТ или 12,7-мм пулеметом НСВТ «Утес», что слабовато по военным меркам. Поэтому вскоре после начала боев на крышах грузового отсека МТ-ЛБ стали появляться кустарные турельные установки с древними крупнокалиберными (12,7-мм) пулеметами ДШК, а иной раз — мощным пулеметом КПВТ калибра 14,5x114 мм. Этого показалось мало и в «кустарную серию» пошли МТ-ЛБ с приделанной сверху ЗУ−23—2 — зенитной установкой из двух спаренных 23-мм автоматических пушек.

Относительно недавно в Сети проскочили фотографии оснащения нацистской «мотолыги» башней от БМП−1 — с 73-мм пушкой. Известен также случай установки на МТ-ЛБ 100-миллиметровой советской противотанковой буксируемой пушки МТ−12 «Рапира». О боевой эффективности подобных «мутантов» абсолютно ничего не известно. Хотя можно с уверенностью говорить о печальной судьбе большинства подобных версий. Поскольку их вооружение подразумевает прямой огневой контакт с противником. «Ответка» от которого может «прилететь» не только с противотанковой ракетой, но и в виде очереди из 30-мм автоматической пушки. После этого боевая МТ-ЛБ превращается в полыхающий дырявый «мангал».

Впрочем, существуют варианты бандеровской модернизации «мотолыги», имеющие шанс протянуть чуть дольше. Например, в исполнении «зенитный ракетный комплекс». Укронацисты ставят сюда ЗРК «Стрела−10» — оружие 70—80-х прошлого века. Фактически — счетверенная пусковая установка ракет от переносного зенитного комплекса малой дальности «Стрела−1». Если у ВСУ еще не закончились боеприпасы к нему, машину имеет смысл применять разве что против крылатых ракет или низколетящих беспилотников — вдали от линии боевого соприкосновения. Так что, похоже, именно у «зенитных» МТ-ЛБ есть хоть какие-то шансы пережить СВО.
Bradley для бедных: ВСУ теряет последние украинские «мотолыги» МТ-ЛБ  Для того, кто служил в армиях СССР или любой из бывших его республик, значение слова «мотолыга» расшифровывать не надо.
3 минуты
416 читали