Найти тему

В Швейцарии есть объединение местных садоводов под названием Фруктовый союз, объединяющий 8 тысяч местных фермеров. Ему насчитывается 111 лет, а логотипом все это время было красное яблоко с белым крестом — национальный флаг Швейцарии, наложенный на один из самых распространенных фруктов. Однако сейчас эта группа опасается, что ей придется изменить логотип, поскольку Apple пытается получить права на изображения яблок, фруктов.


"Нам трудно это понять, ведь они не пытаются защитить свое надкушенное яблоко", - говорит директор Fruit Union Suisse Джимми Мариетоз. "Их цель здесь заключается в том, чтобы завладеть правами на настоящее яблоко, которое для нас является чем-то почти универсальным... которое должно быть свободно для использования всеми".

Хотя этот случай оставил швейцарских фруктоводов в недоумении, он является частью глобальной тенденции. Согласно записям Всемирной организации интеллектуальной собственности, Apple обратилась с подобными просьбами в десятки органов ИС по всему миру, с разной степенью успеха. Власти Японии, Турции, Израиля и Армении дали согласие.

Попытки Apple получить товарный знак в Швейцарии начались еще в 2017 году, когда Купертино подало заявку в Швейцарский институт интеллектуальной собственности (IPI) с просьбой предоставить ей права на реалистичное черно-белое изображение сорта яблок, известного как Granny Smith — обычного зеленого яблока. Запрос охватывал обширный список возможных вариантов использования — в основном на электронных, цифровых и аудиовизуальных потребительских товарах и оборудовании — и в прошлом году был частично удовлетворен. Весной Apple подала апелляцию.

Мариэтос говорит, что Фруктовый союз обеспокоен тем, что нет ясности относительно того, какие виды использования формы яблока Apple будет пытаться защитить, а также тем, что компания очень агрессивно преследует те вещи, которые она воспринимает как посягательства на ее товарные знаки.

За последние несколько лет Apple преследовала приложение для приготовления еды с логотипом в виде груши, автора-исполнителя Фрэнки Ананаса, немецкий велосипедный маршрут, пару производителей канцелярских товаров, школьный округ и др. Компания вела длившуюся десятилетиями борьбу с музыкальным лейблом "Битлз" Apple Corps, которая была окончательно разрешена в 2007 году.

Расследование, проведенное в 2022 году некоммерческой организацией Tech Transparency Project, занимающейся изучением Big Tech, показало, что в период с 2019 по 2021 год Apple подала больше возражений против товарных знаков, чем Microsoft, Facebook, Amazon и Google вместе взятые.

У Apple есть прецедент в Швейцарии. В 2010 году компания с триллионом долларов заставила небольшой швейцарский кооператив бакалейщиков заключить внесудебное соглашение о том, что она никогда не будет добавлять знак укуса к своему логотипу — ярко-красному яблоку внутри корзины для покупок — что, по словам президента кооператива в то время, "никогда и не планировалось".

Однако не всегда все шло по пути Apple. В 2012 году Швейцарские федеральные железные дороги выиграли дело на 21 миллион долларов после того, как выяснилось, что Apple скопировала дизайн швейцарских железнодорожных часов. В 2015 году существующий "яблочный" товарный знак в Швейцарии, полученный часовщиком в 1980-х годах, заставил Apple отложить запуск своих популярных часов Apple Watch в этой стране.

— Мы не собираемся конкурировать с Apple; мы не намерены работать на одном поле с ними, — говорит Мариэтоз, добавляя, что одна из самых больших претензий тысяч яблочных фермеров, которых он представляет, к попытке захвата фруктов заключается в том, что "знаете, Apple не изобретала яблоки... Мы существуем уже 111 лет. И я думаю, что яблоки существуют еще больше".
3 минуты