Найти в Дзене

При поверхностном взгляде на художественное образование в России XIX века может показаться, будто Московское училище живописи, ваяния и зодчества — это такой московский вариант Рисовальной школы при питерском Обществе поощрения художеств. Вроде, как и там, и там, так или иначе рисовали и при этом противопоставляли себя Академии Художеств — казенной, официальной, формальной, — а так примерно одно и то же, почти как ЛГУ и МГУ. Ничто не может быть дальше от истины. В действительности столичная Рисовальная школа и московское МУЖВЗ — полные противоположности, ничего общего.

 Начать с того, что, в отличие от петербургской Школы на Бирже, московское Училище выросло не из министерской инициативы под крылом правительства, а само собой — просто в начале 1830-х несколько художников-любителей объединились и организовали Натурный класс. Правительство, правда, в лице московского генерал-губернатора князя Д.В. Голицына сначала отнеслось к непонятному кружку с подозрением, но когда стало понятно, что люди просто рисуют, а антиправительственных разговоров не ведут, успокоилось и даже более того — инициативу снизу поддержало.
 Натурный класс при содействии губернатора стал Художественным классом, а на основе него в 1833 году появилось Общество московского Художественного класса, позже просто Московское художественное общество — как бы аналог питерского Общества поощрения художеств, но опять же, аналог ложный, потому что Императорское ОПХ в Петербурге было по сути меценатским клубом, а МХО с самого начала строилось именно вокруг Художественного класса и для его поддержки. ПОЛНОСТЬЮ ТУТ:  htelegra.ph/...-19
1 минута