Найти тему
159 подписчиков

Граждане охладели к лапше. Что это значит?


В первом квартале 2023 года продажи лапши быстрого приготовления сократились в штуках на 9,5% год к году. Что это значит? Граждане наконец осознали пользу здорового питания? Или население настолько обеднело, что даже на “доширак” и “ролтон” денег не хватает? Давайте не будем бросаться в крайности и подойдем к анализу этого вопроса как профессиональные финансисты.

Итак, что мы видим: продажи этого продукта в штуках действительно снизились, но есть другие факты, на которые стоит при анализе обратить внимание:

🔹 в денежном выражении продажи этой продукции выросли год к году на 11%, то есть на фоне сокращения объема продаж драйвером роста выручки по этому товарному сегменту стал увеличение цен;

🔹 еще в 2020 году российские потребители начали делать продовольственные запасы товаров длительного хранения, а февраль-март 2022 года дали новый толчок ажиотажному спросу и рост продаж лапши быстрого приготовления в РФ в 2022 году в разных компаниях составил не менее 30%, то есть мы наблюдаем эффект “высокой базы” и восстановление спроса до нормального уровня;

🔹 продажи всех продуктов быстрого приготовления, включая супы и вторые блюда, за первый квартал в штуках сократились еще заметнее — на 12,8% год к году, а в деньгах выросли на 3,9%, то есть лапша “держит удар” гораздо лучше своих соседей на полках магазинов;

🔹 ритейлеры сообщают, что есть и рост на рынке лапши быстрого приготовления, который показывают показывают собственные торговые марки (СТМ) сетей — например, в «Ленте» сообщили, что продажи СТМ лапши быстрого приготовления в штуках выросли почти на 50% за год, то есть наблюдается структурная перестройка товарных матриц, которая позволит минимизировать риски трансграничных цепочек поставок и скачков валютного курса.

Так что никакой катастрофы на рынке лапши не случилось, и более того — прогнозируется рост спроса. В 2022 году продажи лапши быстрого приготовления в России достигли 14,6 порции на душу населения в год, что далеко от объемов Азии, где потребление оценивается в 45–90 порций в год. Есть куда расти, особенно учитывая “поворот на Восток”.

Анализ — это всегда про умение идти в глубину, сопоставлять факты, видеть зависимости и тренды, формулировать гипотезы (см. начало поста) и подтверждать или опровергать их с помощью цифр. Можно ли этому научиться? Как показывает опыт выпускников “Школы финансовых менеджеров”, это не просто, но реально. Да, будут “кипеть мозги”, вы будете слышать, как “в голове начали вращаться шестеренки”, будет сложно, но вы справитесь. Для этого у нас есть все: и практические задания двух уровней сложности с памятками и чек-листами, и профессиональные тьюторы, которые помогают разобраться в тонкостях анализа, научиться видеть за цифрами процессы и отточить формулировки.

Летний поток “Школы финансовых менеджеров” стартует 24 июля. Сомневаетесь, подойдет ли вам программа? Оставляйте заявку по ссылке, поговорим и узнаем, подходим ли мы друг другу.

Источник приведенных цифр — статья “Граждане охладели к лапше” на сайте Коммерсант.
2 минуты