Найти в Дзене

Сказки детям: почему нужно читать даже страшные?


«Почитала эти ваши сказки — там же ужас, беззаконие, кровопролитие», — знакомо? Известная история. И детям либо совсем не читают сказки, либо меняют сюжет, героев, концовку. Но так нельзя. Пост о том, как работает сказка, и почему даже страшные сказки полезны.

МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Почему не сказать ребенку прямо: живи, дескать, вот так? Это делай, а это не надо, вот тебе мораль. Потому что не сработает. До 5 лет у ребенка преобладает магическое мышление, — рациональным не достучаться. Минуя рациональное, через символы и архетипы сказка говорит на языке души ребенка, проникает прямо в сердце.

Магическое мышление — одно из самых древних. Оно возникло на заре человечества. Тогда же появились и сказки — закодированное послание о том, что такое мир, и как в нем жить человеку. Знание универсальное, ценное в любое время, в любом месте. Оттого сюжеты народных сказок похожи даже в тех культурах, что возникли на разных континентах и не могли пересекаться. На самом раннем уровне — уровне магического мышления — ребенок получает представление о добре и зле, об устройстве мира и его порядке. Давайте разберемся, как это происходит.

БЕЗОПАСНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Сказка создает безопасное пространство для проживания разных чувств и типов поведения.

Помните формулу: «Жили-были» или «В тридесятом царстве…»? Это ворота, вход, а «Вот и сказке конец…» — выход. Эта формула делает пространство завершенным, а значит, защищенным. В нем человек вместе с героями сказки может безопасно прожить и страх, и горечь, и чувство несправедливости, и обиду, ненависть, жадность. И вот почему не нужно менять сказки: детям необходимо тренировать эти чувства (тут важно подобрать сказку по возрасту). Чем больше ребенок проживает разных чувств, тем богаче душевно он становится.

«БАНК ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ»

Также через сказку ребенок примеряет на себя характеры героев, разные типы поведения. А что, если стать хитрой лисичкой? или зайцем-хвастунишкой? Так в
бессознательном накапливается некий «банк жизненных ситуаций». То, что проиграно, прожито и понято в сказке, ребёнок может сделать частью своего опыта. И это поможет ему ориентироваться и принимать решения в жизни, в социуме.

О ЧЕМ ГОВОРЯТ СКАЗКИ?

— Как устроен мир: есть добро и зло, светлое и темное, порядок и хаос, есть границы мира, есть жизнь и есть смерть (неприятное, но необходимое знание, и лучше, если ребенок получит его в безопасном пространстве сказки).

— Темнота — неизвестность, туда страшно идти, но в этой неизвестности может быть сокрыто сокровище, новые знания и возможности. Чтобы получить его, надо шагнуть в неизвестность, и тогда ты преображаешься. Так сказка учит решительной жизненной позиции, дает представление, как активно жить и действовать.

— Жизнь всегда предлагает вызовы, и нередко герои хотят отказаться от них, но приняв вызов, герой меняется в лучшую сторону. «Жертвенная формула» не сработает. Если что-то не получается, значит пока нет рабочего инструмента. Но он появится (сапоги-скороходы, ковер-самолет, волшебный помощник). Если герой не принимает вызов, с ним сказка не случается (братья не отправились в путь и остались там, где есть, а Иван отправился — и преобразился).

— Герои совершают ошибки. Ошибаться — не смертельно. Да, у ошибок есть последствия, но ошибки можно исправлять. Если в детстве мы читали много сказок, то знаем, что с любой проблемой можно справиться, вокруг есть помощь, и выход найдется. И мы не боимся просить о помощи — сказка учит нас, что это нормально.

— Вся наша жизнь — движение от кризиса к кризису. Кризис — как вызов, который мы принимаем, преодолеваем, находим новые инстурменты и возможности. Выходим на этап благополучия, а потом — новый вызов (кризис). Это классический путь героя, сказка его отражает. Осознавая каждый этап этого пути, человек способен принимать испытания: да, сейчас трудно, но мне это по силам. Жизнь устроена так, что я выйду на новый этап. И не отчаивается, а с оптимизмом идет к поиску своего пути и сокровища.
3 минуты