242 тыс подписчиков
На Западе ли, на Востоке — торговля раньше была занятием весьма опасным. От купца, пожалуй, требовалось больше храбрости, чем от рыцаря или моряка. Если бы мы могли увидеть с высоты птичьего полета Евразию времен Афанасия Никитина, то обжитые территории показались бы нам крошечными островками в совершенно диком «море» лесов, гор, пустынь, степей.
Отправляясь в путь, торговец понимал, что придется ему терпеть и голод, и холод, и жажду, и болезни; а также защищать себя и свое добро от хищных зверей и разбойников. Разбой на пространствах средневековой Евразии был совершенно обычным делом, причем занимались им иногда целые племена, особенно кочевые, а больше всего — феодалы.
Пересекая границы частных владений, негоциант каждый раз платил пошлину, но это бы еще полбеды. Знатным сеньорам, эмирам и ханам прямой грабеж торговых караванов представлялся своего рода спортом, позволявшим и силу показать, и сундуки пополнять для раздачи дружинникам, и пиры с турнирами устраивать.
Астраханский хан, разоривший на Волге имущество Афанасия, ничем не отличался от своих западноевропейских собратьев-рыцарей — мимо их замков тоже ни один купец не мог проехать спокойно.
Средневековые купцы никогда не ездили по своим делам в одиночку. Они либо присоединялись к посольствам, либо собирались в караваны, нанимали в складчину вооруженную охрану. На лошадей, мулов, ослов или быков грузили вьюки с товарами и подарками («задабривать» встречных феодалов и племенных вождей), запасы провианта и воды.
Тщательно прятали деньги — в пояс, в подметки, в шапку или иное тайное место и, попросив помощи у Бога или святого-покровителя, — в путь. Но, чтобы дойти до цели, необходимо было еще одно: знать маршрут.
Средневековые карты выглядели зачастую не менее фантастически, чем романы той же эпохи: никаких точных представлений о местности, государствах, расстояниях они не давали. Следовательно, к дальней экспедиции приходилось готовиться, расспрашивая паломников, путешественников и своих же «коллег» (а конкуренты не всегда говорили правду), быстро ориентироваться на местности, внося необходимые изменения в маршрут. Нужно было запастись хоть какими-то сведениями о том, какие товары в стране назначения пользуются спросом, а какие лучше туда не везти, каковы там обычаи и законы, какие опасности могут подстерегать.
И, разумеется, знать языки. Так что негоцианты тогда могли похвастаться, пожалуй, лучшим образованием, чем даже клирики — общепризнанные хранители знания в Средневековье.
В общем, несмотря на все преграды и опасности, торговые караваны преодолевали-таки по морю и суше многие тысячи километров. И русские в этом отношении ничуть не уступали своим западным и восточным собратьям, активно «колеся» и по Причерноморью, и по землям за «Каменным поясом» (Уралом), и по Закавказью, и по среднеазиатским городам. Нередко западные европейцы, «открывая» для своих соотечественников экзотические края, с удивлением встречали там соотечественников наших.
ФОТО: Jacob Peeters, Public domain, via Wikimedia Commons
2 минуты
30 июня 2023
719 читали