18,6 тыс подписчиков
Святитель Василий Великий предлагает ничуть не менее стройное и глубокое учение о невидимой брани, чем святитель Иоанн Златоуст. Архиепископ Кесарии Каппадокийской свидетельствует о необходимости строго душевно-телесного подвига и брани с врагом в беседе «О посте», в «Предначертании подвижничества» и в «Подвижнических уставах».
По мысли святителя Василия, основанием всего подвига в целом и невидимой брани в частности является душевный и телесный пост. Архипастырь подчеркивает: «пост – добрая стража души». Пост как постоянный сожитель телу является его (тела) ангелом-хранителем. Это главное оружие подвижника.
Святитель Василий призывает смирять тело постом, чтобы душа свободнее противилась вражеским искушениям. По мнению святителя, существует особый духовный закон: все то, что в посте отнимается у плоти, придается душе для ее оздоровления. Если обычный воин укрепляет свою плоть обилием пищи, то воин духовный – утверждается воздержанием. Ибо брань последнего особая – «к духам злобы поднебесным» (Еф.6:12).
Молитва у архипастыря Кесарии – второе после поста подспорье в смирении и укрощении плоти. Это именно подспорье, не оружие. Святитель Василий настаивает на совершении молитвы не простой, но постоянной, ибо у апостола сказано: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь, за все благодарите» (1Фес. 5: 16-18).
Святитель требует от подвижников молитвы дневной, и молитвы ночной. Он хочет, чтобы они молились во время еды и за всяким делом. Если пост предпосылает молитву на небо, то сама молитва становится мостом к нему. Пост – это крылья. Молитва – голубица. Если постом верные подвизаются против диавола, то молитвой они приближаются к Богу.
Святитель утверждает, что прекрасна только та молитва, которая уясняет в душе мысль о Боге. Она просвещает нас и становится вселением в нас самого Бога-Слова. В итоге, «делаемся мы храмом Божиим».
Брань, считает святитель Василий, есть удел всякого христианина: и мирянина, и монаха. Оба должны ратоборствовать: низлагать восстания невидимых врагов, воевать с началами и властями (Еф. 6:12).
Потому что местопребывание диавола – «вся поднебесная земля». Ее он проходит и обходит, ища, кого поглотить. И уклониться от борьбы невозможно. Каждый христианин – воин Христов. Духовный воин предназначен к великому и горнему чину в Царстве Небесном и потому должен обучаться ратоборству с диаволом, изучать искусство войны.
1 минута
19 июня 2023
154 читали