Найти тему
112 подписчиков

«Искусству надо служить в доску», — заявил Александр Лысяков на открытии выставки «Адреса андеграунда» в Большом выставочном зале Центра Эрмитаж-Урал.


Проект посвящен неофициальному искусству Свердловска 1960–1980-х годов и призван наглядно представить зрителю его «карту местности». Каждый раздел посвящен отдельному адресу, по которому собирались, работали и занимались свободным творческим поиском художники-«подпольщики».

Это и изостудия Николая Чеснокова в ДКЖ, куда в 60-е попадали «убежденные любители авангарда», и «Дизайн-Центр» на Розы Люксембург, 2, где работали три члена «Уктусской школы», и подвал Евгения Малахина, и «Скворечник» Алексея Скворцова, и «Воронья слободка» Валерия и Зинаиды Гавриловых, и квартира Валерия Павлова, и другие знаменательные адреса.

За счет привязки к конкретным местам на карте города и огромному количеству фотографий и других документальных свидетельств выставка получилась очень живой и скорее про людей, чем про искусство. Здесь много воздуха и пространства, и видна большая работа по систематизации наследия.

Кстати, Музей ИЗО начал комплектовать коллекцию неофициального искусства Свердловска сравнительно недавно — в 2021 году. Хорошо, что работы попали в музейный фонд — это и дополнительное признание ценности явления, и реставрация работ, давно в ней нуждавшихся.

Отдельная стена посвящена объемно-пространственным экспериментам Владимира Жукова, который умер совсем недавно: на этикетках к работам уже стоит вторая цифра перед скобками — 2023. Художники андеграунда уходят, искусство остается.

#ЕкатВыставки
1 минута