60,7 тыс подписчиков
Поговорки устарелой
Не забыли москвичи:
В старину Москва сгорела
От копеечной свечи
Это четверостишье написал в середине прошлого века Самуил Маршак. Его печатали на противопожарных листовках, которые бросали в почтовые ящики москвичей. Поэтому все горожане знали стишок наизусть. Да и сама поговорка была на слуху.
А возникла она как раз после Великого пожара охватившего Москву 9 июня 1737 года. Первым загорелся богатый дом дворянина Милославского за Боровицким мостом на Знаменке. Бабка-служанка поставила копеечную восковую свечку в своем чулане перед бумажной иконкой, да не уследила — пламя взметнулось ввысь, а потом пошло гулять по столице.
Очевидцы говорили, что погода была сухая и ветреная, что способствовало молниеносному распространению огня. Он быстро добрался до Кремля, где загорелись Конюшенный и Потешный дворы. К вечеру уже полыхала Грановитая и Оружейная палаты, занялись крыши Успенского, Благовещенского и Архангельского соборов, а сами церкви заполнились едким дымом.
С горящей звонницы Ивана Великого попадали на землю все колокола. Пострадал и Царь-колокол, который находился в литейной яме. Его готовили к подъему наверх и поэтому горящие бревна лесов и подъемников полетели вниз, что привело к тому, что от колокола откололся кусок весом 11,5 тонны.
А общий ущерб от Великого пожара (его еще назвали Троицким, так как случился в аккурат на праздник Святой Троицы) составил: 2527 обывательских дворов, 486 лавок и 94 человека, погибших в огне. Императрица Анна Иоанновна распорядилась восстановить дворцовые постройки и соборные церкви за счет казны, но даже когда к власти пришла Елизавета Петровна, следы от вселенского пожара в Кремле были еще очень заметны.
1 минута
9 июня 2023
529 читали