384 подписчика
Одной из любимых книг Эльдара Рязанова был "Мартин Иден" Джека Лондона. Герой романа, моряк Мартин Иден, объездивший полмира, повидавший и перенесший многое, становится писателем. В этом образе Эльдар нашел для себя пример, которому намеревался следовать. Он мечтал поступить в мореходное училище, чтобы объездить весь земной шар и накопить знаний, а после этого стать великим писателем.
Торопясь осуществить свою мечту, Рязанов сдал экзамены за 10 класс экстерном, отправил письмо-заявление в Одесское мореходное училище и начал ждать. Время шло, а ответ из училища не приходил. Юноша рисковал потерять год, который он выиграл нелегкой сдачей экзаменов за 10 класс. Эльдар начал размышлять: "Может быть, пока, временно, стоит поучиться в каком-нибудь другом институте?" Но в каком? Шел 1944 год. Рязанову было всего 16 лет, и он не был готов к выбору учебного заведения, но вдруг неожиданно встретил на улице одноклассника.
– Куда поступаешь? – спросил Эльдар Рязанов. Одноклассник ответил:
– Во ВГИК.
– А что это такое?
– Институт кинематографии.
– И на какой же факультет? – продолжал допрос Рязанов, до этого ни разу не слышавший о существовании подобного института.
– На экономический. Еду сейчас в институт. Хочешь, поедем со мной, ты там все сам посмотришь.
Они сели в трамвай и поехали во ВГИК, где Эльдар Рязанов смог ознакомиться с программой вступительных экзаменов. Чтобы поступить на операторский факультет, надо было уметь фотографировать и предоставить комиссии свои снимки. С фотоаппаратом Рязанов никогда дел не имел, следовательно, понял, что оператором ему не быть.
Поступающие на художественный факультет волокли на прослушивания тяжелые папки со своими работами – графикой, живописью, рисунками. Снова мимо. К 16 годам Эльдар не нарисовал ровным счетом ничего.
На актерском абитуриенты читали программу, состоящую из стихотворения, басни и прозы, играли этюды на заданную тему, пели и танцевали. Рязанов никогда не участвовал в самодеятельности и где-то глубоко в душе подозревал, что артист из него не получится. Был еще экономический факультет, куда так рвался поступить его знакомый, но профессия организатора кинопроизводства Эльдара Рязанова не привлекала.
Оставался последний – режиссерский. Для поступающих на этот факультет как будто бы ничего конкретного уметь делать не нужно – ни фотографировать, ни рисовать, ни играть. Требовалось только предъявить литературные труды, а они как раз имелись. Эльдар Рязанов понял: надо подаваться на режиссерский факультет. Мгновенно все решив, он поехал домой, взял свои документы, аттестат, тетрадочку стихов и отвез все это в приемную комиссию ВГИКа.
Надо сказать, что в то время 16-летний юноша не питал к кинематографу никаких теплых чувств, а все его знания о кино и театре были катастрофическими. С горем пополам будущий режиссер прошел три тура, и во ВГИК его приняли "условно". Это означало, что, если студент окончит первое полугодие на "отлично", он продолжит учиться, а если нет – в середине зимы двери института кинематографии закроются для него навсегда.
Вопреки всему, первое полугодие Эльдар Рязанов окончил успешно и продолжил учебу. Впереди его ждали угрозы об отчислении, победы и поражения… Наконец, в 1950 году режиссер с отличием закончил институт кинематографии. Правда, как он позже признавался, любви друг к другу они не питали: ни он – к институту, ни институт – к нему.
2 минуты
12 июня 2023