Найти тему
14 подписчиков

Рубрика лектора-музыковеда Анны Камаевой

✅17 июня исполняется 141 год со Дня рождения композитора Игоря Стравинского
🎶🎼🎶
Игорь Стравинский (1882-1971) -  одна из самых противоречивых и авангардных фигур в музыкальной культуре XX века. Его самобытное творчество, созданное за десятилетия музыкальных исканий и экспериментов, не вписывается в рамки какой-то одной стилистической модели. В своем творчестве он самым неожиданным образом воплощал все мыслимые стили и веяния музыкальной культуры - от классики до джаза. Великий экспериментатор, он чутко улавливал изменения, которые происходили в мире, и стремился жить вместе со временем, часто опережая его.
👇
По современным меркам Игорь Стравинский стал поздно заниматься музыкой -в 9 лет. Отец был солистом Мариинского театра, а мать - его концертмейстером. В профессиональном становлении Стравинский был благодарен Н.А. Римскому-Корсакову. Именно он отговорил будущего композитора поступать в консерваторию и лично два года давал ему частные уроки. Николая Андреевича можно поистине считать вторым отцом Стравинского. Под его чутким руководством были созданы его первые произведения .

Почитателем таланта Игоря Стравинского был и Сергей Дягилев, предложивший тогда ещё малоизвестному композитору написать балет для постановки в своих знаменитых «Русских сезонах» в Париже. Для труппы Дягилева Стравинский написал три балета, принёсших ему мировую известность – «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная». Эти спектакли прославили молодого Стравинского и сделали его модным композитором в Европе, к музыке которого было приковано внимание творческой элиты. Декорации к его балетам создавали художники Александр Бенуа, Николай Рерих и Пабло Пикассо, хореографию готовили известные танцовщики Михаил Фокин, Вацлав Нижинский и Джордж Баланчин, а костюмы разрабатывала сама Коко Шанель. О скандальной премьере «Весны священной» в 1914 году критики говорили: «Композитор написал партитуру, до которой мы дорастем только в 1940 году».

Первая мировая война застала молодого Стравинского в Швейцарии. Его семья не смогла вернуться на родину, долгое время композитор жил в Париже, а после эмигрировал в Америку. На родину он смог вернуться уже в конце жизни - отметить в 1962 году в Москве 80-летний юбилей (Фото его встречи в аэропорту). До этого на музыку Стравинского в СССР длительное время был наложен запрет, за интерес к партитурам композитора-эмигранта студентов исключали из музыкальных училищ.

Игорь Федорович был на редкость образованной личностью. Его интересовало практически все: философия и религия, эстетика и психология, математика и история искусства. Он читал всю жизнь. В его библиотеке в Лос-Анджелесе насчитывалось около 10 тысяч томов.

Его творчество, которое охватывает шесть десятилетий, современники часто не понимали, ругали, освистывали, сегодня признано эталоном авангардного искусства. О своем наследии Стравинский отзывался так: «Я вобрал в себя всю историю музыки». Его, русского композитора, с гражданством Франции и Америки, который свободно говорил на четырёх языках, а писал на семи, считали человеком мира. За множественность стилей в его творчестве, не поддающегося никакой классификации, его называли человеком с тысячью лиц.

Но сам Стравинский считал, что у его музыки есть своё истинное лицо - русское. «Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это -в её скрытой природе».

Скончался великий композитор 6 апреля 1971 года в Нью-Йорке, был похоронен в Венеции.
2 минуты