Найти в Дзене
6412 подписчиков

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Мы говорили про аутизм, хотя Фонд занимается разными нарушениями в развитии. Точных данных о количестве людей с диагнозом РАС в России нет, ясно только, что аутизм активизируется. “Сердца” опираются на последние международные данные: “один случай на 36 человек”. Ну то есть масштаб понятен.

Программы помощи, используемые в центре, основаны на поведенческом подходе. Они разработаны и исследованы университетами, в том числе Калифорнийским университетом и Университетом Штата Юта. Честно говорю, я уже не понимаю, хорошо ли писать, что методики привезены из Америки, но все, кто внутри проблемы, знают, что передовые технологии – там. Что это не авторские, а evidence-based исследования, потому что только такую доказательную методику принимает страховая медицина.

Сразу оговорюсь: есть разные подходы к аутизму. Точно не хочу обесценивать ничьи усилия – тут надо не ссориться и ревновать, а обмениваться опытом. Но меня поразило, насколько гранулярно и системно специалисты “Сердец” подходят к проблеме. В центре одновременно и совершенно бесплатно (!) только в одной из программ обучаются 44 ребенка и 17 взрослых. Подопечные, в возрасте от двух до четырех лет проводят там четыре часа в день, 20 часов в неделю (!), и так в течение года!!! Считается, что в раннем возрасте есть шанс кардинально изменить картину поведения и будущее человека – если, условно, дать ту же нагрузку человеку с аутизмом в 17, эффект будет совсем другим.

У каждого – своя кабинка, свои игрушки, материалы, задания, свой преподаватель. Методика – не просто “а давайте мы сегодня поиграем”. Нет, есть четко прописанные протоколы. Например, сегодня учимся по команде педагога “отдавать предмет” – и пока задачу не закроем, к следующей – “хлопать в ладоши” или “выбрать из трех рисунков арбуз” – не переходим: важно, чтобы навык был закреплен. На столе лежат бланки, педагог не только дает ребенку 10-15 инструкций в минуту, но и должен успеть заполнить табличку: сделал, не сделал, сделал с подсказкой – чтобы отслеживать динамику.

Происходящее в каждой кабинке выводится на камеру, за камерами постоянно следят старшие сотрудники. Педагоги обучаются по отдельной программе, тут обычному логопеду или дефектологу не справиться. Нельзя говорить слишком много слов (ребенок не поймет и испугается), нельзя поощрять “несоциальное поведение” и прочее.

Для нашей мини-группы провели мастер-класс: мы сами поработали педагогами. Давали задание “подопечным” (в их роли выступали сотрудники центра), отмечали их достижения на бланках. И я вам так скажу: со стороны, может, это легко, но нужны техника, сосредоточенность, вдумчивость. Подготовить педагогов – это месяцы, а иногда и годы работы. Уход каждого специалиста – удар (к счастью, у “Сердец” очень маленькая текучка кадров, если уж сюда пришли, то остаются: это семья). Именно поэтому нельзя с нуля за месяц построить такой же, как в Нижнем, центр – даже если есть много денег. Это не про деньги, а про систему, которую специалисты Фонда готовы помочь выстроить. И, кстати, на платформе https://nakedheart.online они делятся информацией о всех методиках и наработках - родители и специалисты могут найти здесь много полезного.
2 минуты