Найти в Дзене

"Троица" Андрея Рублева, "бескорыстие" церкви, сотни хранителей, реставраторов, и искусство.


Православные настаивают: "Писали для храма, верните в храм!". Только ее уже многие писали и восстанавливали... И атеисты, и представители других религий нашей большой страны.

Что меня так взбудоражило, и что бы я ответила:
1. "Рублев писал не для музея, а для церкви, значит пусть там и будет". Если бы не реставраторы, иконы давно не было бы. Рублев был монахом, как тогда было положено. Реставраторы - нет. Так что суть у иконы уже другая - объединяющая всех, всю страну, не только верующих. И икона жива и сохраняется не только благодаря православным верующим. Слава Богу (это не в суе), у нас государство все-таки светское (пока)! И права есть у всех. И икону надо сохранить для будущего. Судя по всему, в церкви это невозможно. После вывоза на месяц в 2022 году ее состояние до сих пор не полностью восстановлено.

2. Так случилось, что именно это произведение искусства знает не только каждый житель страны, но и любой иностранец. Все остальное знают меньше и не все. В музее, где работают над созданием условий хранения, "Троицу" может увидеть любой человек из любой части мира. Не все и не всегда по разным причинам могут попасть в христианскую православную церковь. Это уже давно не только икона, не только объект поклонения, и не арт-объект, это - символ большой цивилизации.

3. "Рублев был бы против!" Точно? А вы уверены, что ему не понравилась бы идея музея, если бы музеи существовали на тот момент? Вы его спрашивали? Что бы мы про него не думали, нельзя за него решать, что бы ему понравилось или нет. Может, он унес бы свою икону в странствия со "староверами". Его предполагаемое отношение к реформе церкви тоже будем обсуждать?

4. "Современную иконопись нужно развивать, а не типовую для типовых церквей делать." Аргумент, кажется, с моей стороны. Но современная иконопись развивается! Взять к примеру Псковскую школу, мастерские в Петербурге, и многое другое, о чем я не знаю. И работают над этим прекрасные люди, о которых большинство из нас так и не услышит. Потому, что для РПЦ, кажется, это не так важно, как исторические ценности. Новые Рублевы не так интересны, как то, что приведет больше людей в храм. Как умеренный атеист, с жадностью РПЦ я смирилась. В этом мире совершенства нет. И жадность временами в итоге приводит к разрушению памятников (не только у нас, в человеческой истории баланс часто нарушался). Печально, что истово верующие убеждены, что музей интересует только прибыль, а церковь бескорыстна и только за правду. В данном случае, не похоже.

5. И самое печальное. Рискну предположить, что больше всего Рублева опечалил бы этот наш культурный раскол вокруг иконы, которая объединяет. С Богом.

Извините за такой пост. Мне нравится делиться источниками вдохновения. Но ингода не справляюсь.
2 минуты
102 читали