49 подписчиков
❓ ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О SATYAM ❓
Отрывок из Брихадараньяка упанишады
1. Вначале этот [мир] был водой. Эта вода сотворила действительное, действительное – это Брахман. Брахман [сотворил] Праджапати, Праджапати – богов. Эти боги почитали действительное. Оно имеет три слога: са – ти – ям. Са – один слог, ти – [еще] один слог, ям – [еще] один слог. Первый и последний слоги – правда, средний – неправда. Эта неправда с обеих сторон охвачена правдой и так принимает природу правды. Неправда не вредит тому, кто знает это.
Комментарии:
V.5.1. Водой... - Шанкара поясняет, что вода - семя всего сущего. Ср. Шатапатха брахмана XI.1.6.1. (Beginn der Philosophie in Indien. Aus den Veden v. W. Ruben, Berlin, 1955, 51). В предыдущем параграфе Брахман отождествляется с satya, здесь же дается генеалогическая последовательность: вода - действительное (satya) - Брахман - Праджапати - боги. В данном случае перед нами не столько логические выводы, сколько традиционные формулы. Ср. BS, 94, п. 1. Праджапати толкуется Шанкарой как Вирадж (см. выше, прим. к IV. 2. 3).
Три слога... – Satyam - sa-ti-yam.
Средний-неправда... - по крайне натянутому объяснению Шанкары, так как t встречается в словах mṛtyu („смерть") и anṛta („неправда"), тогда как sа и yam не входят в эти слова. Ср. другое толкование satyam в Чхандогья упанишаде VIII.3.5: sa - „бессмертное", ti - „смертное", yam- то, что связывает их.
Принимает природу правды... — т. е. правда одолевает неправду и смерть.
👉 Упанишады/пер. с санскрита, исслед., коммент, и прил. А.Я. Сыркина – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Наука – Вост. Лит., 2019.
1 минута
3 июня 2023