10,9 тыс подписчиков
Как создатели "Форда" модели 1960 года в погоне за дизайном сделали его будущих владельцев невольными нарушителями федерального законодательства, почему после этого американские легковые автомобили перестали расти вширь, и причём здесь жёлтые габаритные огни на американских грузовиках.
Вплоть до конца пятидесятых длина и ширина американских полноразмерных легковых автомобилей росли примерно синхронно друг другу, а часто ширина даже обгоняла длину по темпам роста - например, между "Фордами" 1949 и 1959 годов прирост длины составил 5,74%, а ширины - 6,86%, причём их соотношение осталось практически тем же (~2,7:1). Однако уже с 1961 года что-то изменилось, и автомобили начали расти исключительно в длину: их ширина зафиксировалась на отметке в 75...80 дюймов (~1950...2000 мм), а её соотношение с длиной - стало стремиться к цифрам 3:1. Даже гигантские "Кадиллаки" середины семидесятых на деле выглядели как "глиста длинная" и имели ширину в 79,8" без учёта зеркал (2027 мм) - то есть, на самой верхней границе этого диапазона, но не выходя за рамки.
Пиком роста вширь оказался "Форд" модели 1960 года (фото 1), габаритная ширина которого из-за торчащих вбок плавников оказалась равна 81,5" (2070 мм) - хотя многие его современники также были на грани цифры 80", или даже слегка за неё выходили. И это, как вскоре выяснилось, немного так нарушало федеральное законодательство, а конкретно - его норму, содержащуюся в параграфе 393.11 тома 49 Свода федеральных нормативных актов (49 CFR § 393.11). Причём дело было не в том, что легковому автомобилю было в принципе запрещено иметь такую ширину; нет, максимальное ограничение для легковушек в теории было таким же, как и для любых других транспортных средств, т.е. 96" (2438 мм) - при большей ширине автомобилю попросту был закрыт доступ на федеральную систему хайвэев (кроме специальной негабаритной техники, на перемещение которой есть куча ограничений).
"Но есть нюанс": согласно упомянутому выше стандарту транспортные средства шире 80" должны были оснащаться дополнительными оранжевыми огнями. Как правило, это означает набор из трёх идентификационных огней на крыше (Identification lamps), по которым встречные водители должны понимать, что перед ними машина, превышающая обычные габариты легковушки, и два выносных габаритных огня (Clearance lamps) по бокам от них, уточняющие её ширину (фото 2); возможно, что в те годы речь шла только о дополнительных габаритных огнях - по паре на крыше и на крыльях - но сути сказанного это не меняет.
И если сегодня это даже стало модным и многие владельцы пикапов и внедорожников сами их ставят на свои автомобили - даже вполне вписывающиеся в стандарт - то в те годы об этом и речи быть не могло: во-первых - наверняка испортится дизайн, а во-вторых - непонятно как потребитель отреагирует на подобное; к примеру, их наличие могло быть воспринято как сигнал о том, что машина как-то не очень безопасна, раз о её появлении требуется особым образом предупреждать окружающих - а как это заканчивается, вы уже знаете на примере "Корвэйра".
В общем - на первый раз федералы, судя по всему, "ввиду былых заслуг нарушителя и положительной характеристики" простили компании "Форд" подобное прегрешение и не стали раздувать эту тему, но убедительно попросили в будущем больше так не делать, и перед тем, как запускать что-то в серию, побольше читать хорошие умные книжки.
На последующих фото изображены американские автомобили различных эпох с видом сверху: 1951 Chevrolet Bel Air, 1957 Chevrolet Bel Air, 1959 Oldsmobile Super 88, 1973 Chevrolet Impala,1975 Cadillac Fleetwood, 1978 Lincoln Mark V, 1978 Chevrolet Caprice. На них же приведены их длина, ширина и соотношение между ними; также в качестве "контрольного экземпляра" приведена "Волга" ГАЗ-21.
P.S. это будет последний пост на этот год и начало следующего, завершающий сезон 2023. Почти весь год сдвигал его по времени для того, чтоб пропустить вперёд другие статьи - и вот наконец-то решил использовать последнюю возможность и "закрыть гештальт". Всех читателей поздравляю с наступающими новогодними праздниками, всего наилучшего !
3 минуты
24 декабря 2023
1314 читали