Найти в Дзене

💡 О ПОНЯТИИ DUḤKHA В БУДДИЗМЕ 💡


Понятие duḥkha одно из ключевых в буддизме (как и в ряде других направлений древнеиндийской религиозно-философской мысли). К сожалению, его трактовка далека от окончательности и, следовательно, от достоверности. Во всяком случае, традиционный перевод duḥkha как "страдание" крайне приблизителен и заведомо примитивен.

Отдельные аспекты этого понятия выявились в ряде исследований, cp. Dh., с.25, 48-54: "unrest"; E.Obermiller. The Doctrine of Prajñā-Pārami- tā as Exposed in the Abhisamayālamkāra of Maitreya. - "Acta Orient", vol.11, 1932, c.18: duḥkha satya "principle of phenomenal existence"; G.P.Malalasekera. Some Aspects of Reality as Taught by Theravāda (Hīnayāna) Buddhism. Essays in East-West Philosophy ed. by C.A.Moore. Honolulu, 1951, с. 184: "a state of beginningsless commotion", "conditional", "conflict"; Jaideva Singh. The Concept of Duḥkha in Indian Philosophy. - JJhRI, vol.2, p.4, 1945, c.357-368: "dis-harmony", "disease", "commotion", "unrest" как характеристики феноменального существования (ср. цитату из Bhaṭṭa Kṣīrrasvāmī: "Duḥkha denotes a state in which the sense-organs are injured, or contaminated or become unsound"); H.G.A.van Zeyst. Ariya-sacca. . "Encyclopaedia of Buddhism". Vol. II. Colombo, 1966, c.85 (толкование, сходное с пониманием Singh'a). Ср. также: W.Rahula, Duḥkha-Satya, IHQ, vol.32, No 2-3, 1956, c.249-253.

Однако общий недостаток почти всех переводов этого слова и его интерпретаций в смешении экстенсионального и интенсионального определений duḥkha. Для определения значения особо важны такие примеры словоупотребления, как обращение Будды (из "Самъютта-никаи"): "0 бхикшу, все санскары непостоянны (anitya), все санскары duḥkha и все дхармы - anatma" и интерпретация Васубандху: "Всякое феноменальное существование, согласно его (т.е. Будды) мнению, является duḥkha, так как в нем всегда присутствует элемент волнения или неуспокоенности: успокоение только в нирване".

Несомненно, что неправильное понимание duḥkha и противоположного ему члена sukha, трактовавшихся обычно в этическом плане (плохо-хорошо), как если бы он был исходным, способствовало искаженному представлению о сущности буддизма- шире индийских религиозно-философских концепций вообще (J.Singh в упомянутой работе ссылается на "Nyāya-sūtra-bhāṣya I, 1 Ватсьяяны, "Nyāya-vārtika-tātparya-tīkā" I, 1, 21 Вачаспати Мишры, "Yoga-sūtra" II, 15 Патанджали, "Sāṃkhya-kārikā" 55 Ишваракришны, "Bhagavad-Gīta" VIII, 15, доказывая, что то же понимание duḥkha было присуще и индуизму).

Недавно было показано, что анализ duḥkha в буддизме вскрывает неизбежность и универсальность пессимистического аспекта существования, тогда как до сих пор принято думать, что пессимизм буддийского учения зависит исключительно от занятой им позиции. См.: Ch.A.Moore. The Meaning of duḥkha. Atti Fil., vol. X, 1960, с. 123- 130; ср. также: V.P.Varma. The Origin and Sociology of Buddhist Pessimism. JBORS, Vol. 44, 1958, с. 100 - 117. Очевидные параллели с положениями современного экзистенциализма отчасти указаны в статье: W.Liebenthal. Existentialism and Buddhism. - "Visvabharati Quarterly", vol.22. Santiniketan, 1957, cp. также: N.C.Nielson. Jr. Zen Buddhism and the Philosophy of Martin Heidegger. Atti Fil., Vol. X, 1960, с. 131 — 138, и др.

👉 Ф.И. Щербатской, Избранные труды по буддизму, Москва, "НАУКА", Главная редакция восточной литературы, 1988

#щербатской #буддизм #duḥkha #sukha
2 минуты