Найти тему
67,2 тыс подписчиков

Почему у этого святого под ногами пол в клеточку?

Продолжаем наши "уроки смотреть" в микродозах.

ill.: Frei Carlos. O Bom Pastor. 1520s. Museu Nacional de Arte Antiga (Lisbon). Photo by Sailko⁣

Вот картина очевидно из того же цикла, что и Христос, которого мы рассматривали вчера. Только здесь автором обозначен конкретный "брат Карлос", а вчера была "мастерская региона Висеу". И, если смотреть на обе картины рядом, то видно, что имя художник приобрел не зря: сегодняшняя, с изображением Иоанна Крестителя, более продвинута, более ренессансна. Автор лучше умеет компоновать окружающее пространство. Вчера красные драпировки были, конечно, клевые, только зачем они такие большие? На их фоне главный герой терялся. Тут автор дает немного красного (колонны) для акцентирования "рамки", но основной фон делает нейтральным за счет коричневой ткани, пейзажа и нейтрального балкона.⁣
Что хорошего в этой картине -- в первую очередь симметричное построение всего, кроме главного - человеческой фигуры. Иоанн поставлен в контрапост, чтобы не было скучно. Складки тоже не симметричны. Агнец и рука образуют косой крест Х. При этом агнец физически больше, что волей-неволей создает нашу стандартную диагональ, пускай и не очень большую. При этом обратите внимание на плитки пола -- они отнюдь не идеально симметричны, перспектива направлена в иную точку схода, чем фигура Иоанна. И это лишает картину иконописной засушенности. Равно как и то, что пейзажи в окнах не одинаковые, и в правом окне гора больше.⁣
Что еще хорошего -- колорит. Очень красивая ткань сзади по цвету, хорошо дополняет тунику Иоанна. Такие рудименты балдахинов на изображениях святых и в портретах королей называются cloth of honour (по-русски устоявшегося термина нет). Это как бы символ, знак трона, высокого положения изображенного.⁣
Что плохого в этой картине -- анатомия. Почему у него такие гигантские ступни? Откуда растет та нога, которая выставлена к нам коленом вперед? Что у него с шеей? Видимая рука тоже мутантская.⁣
Чем еще, как вам кажется, сегодняшняя картина более прогрессивна технически, чем вчерашняя? Обратите внимание, что эта лет на 10 раньше написана, но это не важно, искусство движется с разной скоростью. Кроме того, если вам лично больше нравится вчерашняя, это тоже норм:⁣
Почему у этого святого под ногами пол в клеточку? Продолжаем наши "уроки смотреть" в микродозах.  ill.: Frei Carlos. O Bom Pastor. 1520s. Museu Nacional de Arte Antiga (Lisbon).
1 минута
1392 читали