Найти тему

ТАКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ ОСТАЛОСЬ - ПЕРЕСЧИТАТЬ ПО ПАЛЬЦАМ ОДНОЙ РУКИ.

В музее Истории Москвы, в Московском Политехническом музее, в Санкт-Петербурге - в Конюшенном музее и - в Омске, в Историко-краеведческом музее.

Это единственный в Сибири автомобиль столь почтенного возраста. Уникальный "Жорж Ришар" (Georges Richard). Пережил две мировые войны, гражданскую войну, все политические коллизии - и стоит себе, как новенький.

Как нам рассказали в музее, автомобиль в конце XIX века "выписал из Лиона" секретарь Омской городской управы. И с большим удовольствием, собирая толпы зевак, разъезжал в нём по омским улицам со скоростью 20 км/ч. Но техника тех лет была не очень надёжна. Вскоре автомобиль САМ ездить перестал. Тогда владелец не растерялся, и запрёг в него пару лошадок. И продолжал кататься с шиком, на зависть всем горожанам.

У автомобиля деревянные ободья колёс и спицы, деревянный же руль. Вместо фар - газовые фонари. В качестве сигнала - рожок. Панели приборов нет в принципе. Под капотом кабриолета - 4-цилиндровый двигатель мощностью 35 лошадиных сил от фирмы "Буше". Но когда машина отказалась заводиться, две живые лошадиные силы перемещали её вполне успешно.

Когда игрушка богатому чиновнику надоела, он в 1913 году продал её омскому машинисту-железнодорожнику В. А. Кельчевскому. Кельчевский был известный в городе механик и мастер на все руки. Иногда ему удавалось завести машину и немного на ней проехать. Но стабильной работы добиться, увы, не получилось. Проблема была в отсутствии нужных запчастей. Менять оригинальные запчасти на самодельные мастер не решился.

В 1937 году В. А. Кельчевский был репрессирован. Но его семья, по-прежнему, хранила машину в сухом сарае вплоть до 1959 года. В связи с продажей дома автомобиль передали соседу Сергею Соловьёву. У нового хозяина подходящего помещения не оказалось, и машина 2 года простояла на улице, испытав на себе все "прелести" сибирского климата и перепадов температур. И когда С. Соловьёв в 1961 году решил передать автомобиль в музей, вид у кабриолета был уже... не очень.

В 1978-1980 годах реставраторы восстановили автомобиль, заменив пришедшее в негодность сиденье (сделали в точности, как "родное"), деревянный руль, подножки и кое-какие мелкие детали. А так же составили подробный список маркировок деталей автомобиля. И сейчас известно, какая из уцелевших деталей какой компанией производилась.

Однако с этим автомобилем не всё однозначно. Есть предположение, что машина - вовсе не "Жорж Ришар". Так как исследователи деятельности этой компании подобной модели в "линейке" продукции фирмы не нашли. Неужели сделали единственную, эксклюзивную модель?

Есть предположение, что, поскольку машину "выписали из Лиона", кабриолет изготовила лионская компания "Берлие" (Berliet). Среди их моделей как раз есть похожая на омский автомобиль.

Есть сторонники и у идеи, что машина была вовсе собрана в России из европейских комплектующих на предприятиях типа "Лесснер" или "Фрезе". Тем более, что сейчас на машине стоят рессоры российского производства - фирмы Моховых, которые начинали делать рессоры ещё для карет.

В общем, раритетная машинка хранит немало тайн. А будут ли они разгаданы - большой вопрос...
2 минуты
122 читали