47 подписчиков
🤔Загадочная фреска
на западной стене, которую сегодня уже так трудно разглядеть, рисует нам эпизод из жития святителя Николая Чудотворца, когда он спас от казни трех невинно осужденных мужей. По сохранившимся фотографиям и остаткам росписи, видно, что мастера кутьинского храма сделали копию знаменитой картины Ильи Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных» 1888 года.
📌Художник получил заказ на изображение святого Николая от игуменьи Николаевского женского монастыря в селе Стрелечьем Харьковского уезда. Сначала Репин начал изображать лик святого в стиле иконописи, но в ходе работы увлёкся и создал большую картину с драматическим сюжетом.
📌Он взял за основу одно из самых любимых в народе свидетельств чудесной помощи святого. Житие гласит: будучи в отъезде, святой Николай узнал, что градоначальник Мир Ликийских Евстафий осудил на казнь трёх невинных людей, так как был подкуплен их недоброжелателями. Желая пресечь несправедливость, Николай спешно возвратился в Миры и отправился к месту казни, как раз в тот момент, когда палач был уже готов приступить к исполнению приговора. Византийский писатель X века Симеон Метафраст так описывал эту историю в «Жизни и деяниях Святого отца нашего Николая Чудотворца»: «Когда святой это увидел и обратил взор на печальное зрелище, то, уравновесив суровость мягкостью, не сказал ни дерзкого, ни резкого слова, но и не выказал никакой опаски или робости; сколько доставало сил он побежал к палачу, смело выхватил из его рук меч, и, ничего не страшась, бросил на землю, и осуждённых освободил от их оков. Никто не воспрепятствовал его самовластному поступку…».
📌Именно этот момент, когда Николай Чудотворец останавливает меч палача, и был изображён Репиным. На картине резко контрастируют непреклонность уверенного в своей правоте святителя, удивление палача, испуганно-льстивое выражение лица градоначальника, а также фигуры и лица осуждённых, которые уже не верили в возможность своего спасения — «один покорный, другой недоумевающий и третий в порыве сумасшедшей надежды».
📌Вообще рубеж XIX и XX веков в России характеризуется масштабными исканиями в области религиозной живописи. А середина 60-х годов ознаменовалась также появлением целой плеяды художников-передвижников, которые в своем творчестве обратились к острым социальным вопросам, транслируя через искусство свою точку зрения, а также настроение общества. Работая над картиной о святителе Николае, Репин объединил сюжет жития святого и актуальную для России тему отмены смертной казни. С горячей нравственной проповедью по этому поводу как раз за год до завершения Репиным картины, выступил Лев Толстой, которого художник очень уважал и любил.
📌Работа была представлена на 17-й выставке передвижников. Ее купил император Александр III и отправил в Государственный русский музей в Санкт-Петербурге. Там полотно хранится и по сей день.
Копировать религиозные картины и росписи, или просто стиль больших художников было делом вполне обычным для рядовых мастеров-иконописцев и артелей. В синодальный период такие подражания и копии время от времени встречаются. Поэтому нет ничего удивительного, что репинская картина послужила неким образцом для фрески в нашем храме.
📌А вот вопрос о том, почему она появилась на западной стене, где традиционно размещается сюжет Страшного суда, довольно интересный. Известно, что при наличии общей схемы система росписей каждого конкретного храма имеет индивидуальные черты и творческие решения.
Можно предположить, что идея разместить на месте Страшного и справедливого суда Христова сюжет, посвященный победе правды Божией над неправедным человеческим судом, показался составителям программы росписей в Кутьино вполне оправданной. Логика понятна. Тем более, ниже мы видим фреску, изображающую суд Пилата над Христом.
📌Встречается ли такой вариант росписи западной стены в других Никольских храмах? Информацию об этом пока найти не удалось. Вдруг кому-то известны такие примеры, буду признателен, если поделитесь этим с нами.
#Кутьино
3 минуты
23 мая 2023