67,2 тыс подписчиков
Возвращаемся к рубрике "Уроки смотреть". Прошу прощения за паузу, была немножечко не в адеквате и совсем не имела сил.
В прошлый раз мы начали говорить об S-образной линии красоты, которая для многих произведений является самой важной. Вот этот пост, освежите впечатление.
Сегододня продолжаем разговор о кривых линиях.
Наш взгляд любит симметрию, но не идеальную, слегка неправильную.
Поэтому от большого количества древнеегипетских статуй и архаических юношей-куросов нам становится скучно. Мы предпочитаем посовременней -- уже классическую Грецию. Где изобрели "контрпост", "хиазм". Легкое перекрещивание осей. Плечико поднять, бедрышко опустить. Походка изящная, летящая.
Смотрите, нарисовала для вас схему осей симметрии тела Венеры Милосской. Постарайтесь мысленно прикинуть, как исходя из этой сетке, на какой бы высоте должны были находиться руки, чтобы не нарушить равновесия.
Обратите внимание, что эта концепция прослеживается и в живописи. "Автопортрет" Дюрера, который смотрит на нас строго фронтально, конечно, гениален. Но никто не любит так делать портреты. Предпочитают трехчетвертные, чтобы перспективное сокращение фигуры дало бы "игру". Сравните с его же автопортретом 1498 года.
Первая картинка здесь в посте, остальные в комментариях.
Подписи: 1) Статуи Рамзеса II, Птаха и Сехмет. Photo: Daniel Mayer / Wikimedia Commons
2) Архаические куросы: "Клеобис и Битон", ок. 585 до н.э.
3) Схема контрапоста: "Апоксиомен"
4) "Апоксиомен", слепок с фиговым листочком, Greek Thermae (Hearst Castle). Photo: Davidlwinkler / Wikimedia Commons
5) Cхема контрапоста "Дорифор" Поликлета
6) "Дорифор", слепок в ГМИИ, фото моё
7) Cхема контрапоста Венеры Милосской
1 минута
23 мая 2023
5320 читали