Найти тему

История казачества. Что такое казачье образование, где его можно получить в России? Арсений Миронов в эфире радиостанции «Вести FM»


САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире «Вестей ФМ» программа «Нацвопрос». В студии – Марат Сафаров.

Мы часто обращаемся в эфирах к значению казачества в истории России, к защите наших рубежей, казачьему укладу, особые традиции пограничья (или как теперь модно стало в науке говорить «фронтира»). И вот сегодня об истории казачества (разумеется, необъятной теме), в большей степени о современной культуре казаков мы поговорим с доктором философских наук, исполняющим обязанности ректора Московского государственного университета технологий и управления имени Разумовского, а также Первого Казачьего университета (так называется это учебное заведение) Арсением Станиславовичем Мироновым. Арсений Станиславович, приветствуем вас в эфире «Вестей ФМ».

МИРОНОВ: Здравствуйте.

САФАРОВ: Совсем недавно в «Нацвопросе» мы беседовали об эпосе, о российской эпической культуре, чем она кардинально отличается от жанров в других культурах. А вот сегодня – о казаках. В чем же природа их многовекового феномена? Почему на протяжении многих веков мы говорим, восхищаемся, изучаем, путешествуем по казачьим краям, и казаки продолжают оставаться актуальными?

МИРОНОВ: Как ни странно, для того, чтобы понять, кто такие казаки, лучше обратиться к истории Древнего Рима и к воинам приграничных территорий, которых назвали лимитанеи, то есть жители окраин – те, кто живут на пределе, на границах Римской империи. Их наследниками были герои-акриты – это в Византии, в приграничных районах с мусульманским миром жили такие сначала разбойники, люди лихие, которые нападали на купцов, на караваны. Но потом они, покаявшись, просили у византийских императоров принять их под свое покровительство и получали возможность жить на своей земле, не платить при этом налоги, но они обязаны были с оружием в руках защищать святыни православия и византийскую территорию. Вот этот вольный дух, сначала немножко разбойничий такой, мятежный, который потом входит в нормальное законное русло и направляется на службу империи, на службу христианства, это и есть на самом деле дух казачий, который потом, на границах уже Русской земли, на окраинах тоже давал свои плоды.

САФАРОВ: Если обратиться к этимологии или такая классическая версия происхождения слово «казак» – это слово тюркского происхождения, означает «вольный кочевник, свободный человек». Вот эта функция связи между Востоком и Русью, Россией, она казакам вообще была присуща? Потому что мы знаем на примерах некоторых казачьих формирований, например, Гребенского казачества и Терского, что вот эта связь (то, как мы сейчас назвали на этот современный манер «фронтира» – жизни на этом пограничье), она, конечно, оказывала влияние на их культуру. Но были ли они посредниками?

МИРОНОВ: Да в этом и смысл казачества. Казаки на самом деле были теми людьми, которые обеспечивали культурный диалог русской цивилизации, потом российской цивилизации, и народов Востока. И именно благодаря мудрости казаков, благодаря их веротерпимости и христианским заповедям в том числе, любви к ближнему и удалось выстроить диалог с народами Востока – с татарами, с горцами, вобрать в культуру казачью культурные сокровища этих народов. Многие и горцы, и татары, принимая христианство, становились казаками. Это, кстати, удивительная черта казачьей культуры – любой человек, который принимал православие, становился русским, становился абсолютно таким же членом казачьего общества, как и этнические славяне.

Полностью слушайте в аудиоверсии.
История казачества. Что такое казачье образование, где его можно получить в России? Арсений Миронов в эфире радиостанции «Вести FM»  САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели.
2 минуты