Найти тему
28,2 тыс подписчиков

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ТУПИК


Политическая консолидация Запада вокруг Украины создает только иллюзию перемен. В действительности в глобальном плане демократия продолжает уступать авторитаризму. Жестокая военная диктатура в Мьянме, которая была в центре внимания мировых СМИ всего год назад, просто исчезла из заголовков новостей, но ситуация в этой южноазиатской стране лучше не стала. В соседней с Украиной Беларуси — авторитарный режим Лукашенко. Китай все прочнее прибирает к рукам Гонконг и продолжает репрессии против уйгуров в Синьцзяне. Не следует забывать и о других черных дырах на карте желаемого демократического устройства мира, где США и их союзники потерпели неудачи в попытках противодействия военным диктатурам, авторитарным режимам или повстанческим движениям, зачастую только усугубляя положение в этих регионах.

Нельзя не видеть, что происходящее говорит о непонимании западными политиками истории и нового времени. Неужели неясно, что произошло с США в Ираке и Афганистане? Учитывая пока еще ведущую роль США в глобальной экономике и политике, а с другой стороны, понимая призрачность многополярности, все это — геополитический тупик.

Если смотреть с позиции мирового развития, да еще в контексте нескольких десятилетий, становится понятно, что тезис о «победе на поле боя», неприятие идеи остановки боевых действий, сведение вопроса «Что делать?» к вопросу «Поставлять или нет “Леопарды” и “Абрамсы”?» — это свидетельства не только ситуативной консолидации западного мира вокруг Украины, но и утраты политиками способности думать о перспективе, заниматься дипломатией, брать ответственность и принимать решения, основанные на очевидных ценностях.

Сегодня невозможно произнести в публичном пространстве без риска оказаться заплеванным простую фразу «Давайте остановимся». Политики не могут сказать это своим избирателям, журналисты — своим читателям, публичные люди — друг другу. Потому что в популистской среде современной политики тут же посыплются обвинения в предательстве, слабости и ангажированности.

Политической воли к миру нет не столько потому, что кто-то «наверху» что-то запретил, а потому что нет ценностной доминанты. Все решают свои частные вопросы, а ситуация складывается так, что их выгоднее решать, поддерживая войну.

И, повторю, дело не столько в измельчании «политического класса», сколько в изменении сути политики. В современной политике решающими оказываются не вопросы лидерства и гражданской ответственности, а алгоритмы и технологии, обеспечивающие обретение или сохранение даже не столько власти, сколько офиса.

Григорий Явлинский
2 минуты
273 читали