104,9 тыс подписчиков
Возможно, эти слова не всем понравятся, но Гражданская война в России, определившая развитие страны на десятилетия, во многом была «войной меньшинств». Даже если сложить вместе все армии того периода (Красную, различные белые, национальные, повстанческие и т.д.) — они все равно уступят в численности старой армии периода Первой мировой. При растянутых фронтах и немногочисленных дивизиях боевые действия даже в 1919 году превращались в «маневренные догонялки», где целые участки фронта могли быть «пустыми».
Большая часть населения (преимущественно, крестьянского) в Гражданской участия не приняла (или приняла в каких-то локальных эпизодах, тех же крестьянских выступлениях, зачастую направленных против любой власти вообще), при этом дезертирство было массовым у всех сторон конфликта. Деревня в целом смотрела на Гражданскую как на «кровавую забаву городских», порой откровенно не понимая, какая нынче на дворе власть. На первом плане у большинства людей тех лет, как и сейчас, стояли бытовые проблемы (и проблемы выживания в экстремальных условиях). Идейных борцов за что-либо было откровенно немного у всех сторон. Просто кто-то сумел организовать своих сторонников лучше, создать эффективные государственные механизмы, научиться на собственных неудачах (тот, кто в итоге победил — то есть РККА). А кто-то, одерживая локальные успехи, слишком рано расслабился и совершил множество критических ошибок. Апофеоз «народного отношения» к Гражданской войне:
«Место предстоящего боя являло картину, какую можно было наблюдать только в период гражданской войны. Между фронтами — нашим и красных — весь день работали крестьяне, убирая хлеб. Во время перестрелок охранения они ложились на землю, а когда огонь прекращался, снова принимались за работу. Иногда бывали среди них раненые...» (с) Б. А. Штейфон. Кризис добровольчества.
Позднее и белые, и красные (а сейчас и сторонники всяких национальных республик) попытались создать свои «легенды о Гражданской». У кого-то «весь народ поднялся, как один, против белогвардейцев и интервентов», у кого-то — «весь народ ждал белую армию», у кого-то — «весь народ боролся за национальную независимость». Де-факто же большая часть народа думала о выживании, а из непосредственных участников Гражданской — многие поменяли две-три стороны или дезертировали.
Это, кстати, про «победы народа вопреки руководству»: не бывает такого в реальной истории. Народ без руководства дальше сельского схода не уедет (хотя сельский сход — это уже руководство, уровня местного самоуправления). В ситуации Гражданской войны побеждает более талантливое и энергичное руководство, способное разными методами заставить народные массы воевать на своей стороне.
2 минуты
19 мая 2023
1015 читали