Найти тему
13,8 тыс подписчиков

Все ли посетители сайта МХТ имени А.П. Чехова знают, что на нем есть замечательный раздел «Библиотека»? Где в свободном доступе размещено много важнейших книг по истории Художественного театра — от двухтомной энциклопедии «Московский Художественный театр. Сто лет», изданной в 1998 году к столетию МХТ, до упоительных писем Ольги Бокшанской Немировичу-Данченко и буклетов к юбилеям ведущих артистов МХТ имени А.П. Чехова.


Май — это месяц, когда мы особенно часто вспоминаем Олега Николаевича Ефремова, который ушел из жизни именно в мае, 23 года назад. Поэтому сегодня хотим напомнить об уникальной книжке, изданной в 2012 году минимальным тиражом. Сейчас, пожалуй, ее нигде не найти, разве что у букинистов, да и то если очень повезет.

Это книга о рождении театра-студии «Современник» — «Блокноты 1956 года», дневник Владимира Саппака, одного из главных театральных критиков эпохи «оттепели», к сожалению, рано умершего.

Свои записи Саппак вел с лета и до конца 1956 года. Уже состоялась в апреле 1956-го премьера спектакля Олега Ефремова «Вечно живые», сыгранного недавними выпускниками Школы-студии МХАТ, уже стало понятно, что этим людям обязательно надо быть вместе, но очертания новой студии еще только брезжили.

Олег Ефремов и Анатолий Эфрос, Виктор Розов и Борис Львов-Анохин, сам Владимир Саппак собирались вечерами в квартире педагога Школы-студии МХАТ Виталия Яковлевича Виленкина и спорили до хрипоты. Обсуждали, каким должен быть этот новый театр.

«Только живой, обнаженный актер. Бить в жизнь глубоко человеческими вещами» – говорил Ефремов. Он настаивал на том, чтобы студией управляла коллегия единомышленников, чтобы все решалось сообща. И было невероятное ощущение молодости, избытка сил и идей. И то волнующее, тревожное чувство накануне перемены участи, когда еще точно не знаешь, случится она или нет.

«29 августа. Олег приехал с Кавказа в непонятно озабоченном и даже раздраженном состоянии духа. На Черном море он удил рыбу, варил уху и думал о том, что нужно народу, какое, мол, искусство. И вот решил, что (…) нужно эмоционально-захватывающее искусство, обращение не к мыслям, а к чувству, из драматургов прежде всего Шекспир. А еще его тянет в кино. Ему предлагают чуть ли не каждый день новую захватывающую роль. Розов закончил сценарий по “Вечно живым” – манит Олега центральной ролью. (Злые языки говорят, что он дал согласие…) И вот он должен от всего этого отказываться во имя будущего нового театра, который не то будет, не то нет».

Сегодня мы знаем, что Бориса в фильме Михаила Калатозова «Летят журавли» по пьесе Розова «Вечно живые» сыграл не Ефремов, а Алексей Баталов.

И что «Современник» – будет!

На фото: театральный критик Владимир Саппак; студент Школы-студии МХАТ Олег Ефремов и его педагог Виталий Виленкин на отдыхе в Гурзуфе, 1948 г.
2 минуты
418 читали