89 подписчиков
Она также призвала коллег приложить усилия к тому, чтобы выработать понятные «правила игры», как с точки зрения образовательных стандартов, так и с точки зрения порядка приёма. Они должны быть «написаны простым и понятным языком, причём как для академического сообщества, так и для студентов».
Ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Андрей Рудской обратился к истории и напомнил, что во времена СССР вузы выполняли «триединую функцию»: обучали, воспитывали и обеспечивали научно-исследовательскую деятельность. Такой подход был сформулирован ещё в позапрошлом веке и доведён после Великой Отечественной войны практически до совершенства.
«Что касается образования, то оно базировалось на трёх китах: фундаментальности, практикоориентированности и междисциплинарности. Это позволяло обеспечить выпуск специалистов широкого профиля, способных быстро адаптироваться к работе в любой отрасли. Давало возможность формировать управленческие кадры на предприятиях и в государственных структурах из опытных инженеров, а не из менеджеров. И это работало», - сказал Андрей Рудской.
После распада Советского Союза, система высшего образования лишилась своей монолитности, «превратившись в услугу», качество которой падало на протяжении всех трёх последних десятилетий. Воспитательная же работа с молодёжью и вовсе осталась за рамками ответственности высших учебных заведений. Однако прошлый год стал переломным. Президент Владимир Путин подписал два знаковых закона: «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и «Об образовании». Оба этих документа, как полагает ректор Политеха, являются фундаментом возрождения отечественной высшей школы, которая должна и может вернуть себе статус одной из лучших в мире.
Председатель Комитета Совета Федерации РФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова напомнила, что год назад на выездном заседании Комитета, которое также состоялось в Санкт-Петербургском горном университете, был рассмотрен проект закона о подготовке инженерных кадров исключительно с уровнем высшего образования «специалитет». Поскольку уже тогда было ясно, что программы бакалавриата не отвечают требованиям отечественной экономики.
«Именно ректор Владимир Литвиненко является автором стратегии по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим техническим образованием. Она сейчас активно обсуждается в академическом сообществе, бизнес-структурах, органах власти и может стать основой будущей реформы. Хотелось бы акцентировать внимание на одном из её пунктов: абсолютно согласна с тем, что вузы должны растить гармонично развитых личностей. Не только квалифицированных специалистов, но и патриотов, объединённых одним ценностным каркасом», - подчеркнула Лилия Гумерова.
Она также обратила внимание на необходимость популяризации инженерных профессий. Объективная реальность такова, что современная молодежь в силу разных причин не стремится их получать. Так, в 2021 году ЕГЭ по физике, необходимый для поступления на большинство направлений подготовки в технических вузах, выбрали 129 тысяч ребят, а в 2022-м – лишь 106 тысяч.
«Предложений, направленных на изменение негативной динамики, много, но далеко не все они конструктивны. Одно из них: понизить пороговое значение балла ЕГЭ по физике. На наш взгляд, это не самый верный выход, поскольку такое решение может снизить уровень абитуриентов, а наша задача заключается в том, чтобы его, напротив, поднять. Однако ситуация очевидно требует принятия срочных мер, направленных на повышение мотивации старшеклассников к поступлению в технические университеты и созданию здоровой конкуренции среди абитуриентов. Например, корректировки учебников, в том числе, с учётом советского опыта, о которой недавно рассказал министр просвещения», - сказала Лилия Гумерова
3 минуты
18 мая 2023