Найти в Дзене
13 тыс подписчиков

«Если текст действительно стоящий, он выдержит «визуализацию»


«Кротовые норы» - одна из тех книг, к которой я постоянно возвращаюсь. Это сборник автокритических эссе Джона Фаулза - одного из моих любимых писателей. Большое удовольствие, задумавшись над каким-то вопросом касательно литературы, спросить себя: «интересно, что об этом думал Фаулз?», открыть книгу и найти ответ.

Последние дни часто думаю о взаимодействии литературы и кино, экранизациях, решила перечитать, что думал об этом писатель. Вышла небольшая интересная история для вас.

Фаулз достаточно охотно соглашался на экранизации и никогда не считал, что кино «убивает» роман, по словам писателя, это лишь другая техника рассказа истории («хороший режиссёр - отчасти писатель»), и писателю было интересно открыть для себя природу этого различия, наблюдать, как слова и знаки на странице облекаются плотью, действительно живут и дышат. Но экранизации «Коллекционера» и «Волхва» Фаулзу совершенно не понравились.

Когда речь зашла об экранизации «Женщины французского лейтенанта», писатель настоял, что сам выберет режиссёра и сценариста. Ему пошли навстречу. Ещё одна личная позиция автора - никогда не писать сценарии к собственным романам, Фаулз считал это мазохизмом и был уверен, что сценарием должны заниматься профессионалы.
Выбранный сценарист - известный драматург, которого сам Фаулз в эссе называет гением, Гарольд Пинтер подошел к делу с большим энтузиазмом и внес свои коррективы. Все остались довольны, а писатель назвал сценарий «блистательной метафорой» своего романа.

Представьте теперь, как все покатились от хохота (кроме Фаулза), когда на съемки заявился студийный рекламщик, ознакомился с делом, и потребовал, чтобы ему объяснили, почему ничего не делается для того, чтобы великолепный сценарий Гарольда был превращен в роман.

Вот уж действительно забавный случай.

А ещё Джон Фаулз признаётся, что завидует коллективной командной работе киношников, тогда как романисты, на его взгляд, обречены на одиночество. Находясь первый день на съёмочной площадке и слушая, как сценарист с режиссером горячо обсуждают рабочие ньюансы, писатель почувствовал странное чувство «словно на миг вошёл с холода домой». На этой грустной ноте я впервые задумалась о главном различии литературы и кинематографа, и ведь правда, книга
- сугубо личное авторское творение, рождающееся в тишине и тайне от всего внешнего мира, в то время как фильм - работа в любом случае командная, рождаемая в диалогах, спорах и компромиссах. Никогда об этом раньше не думала.

Я, кстати, не смотрела экранизации Фаулза, кроме «Коллекционера», который мне категорически не понравился. И никогда не буду. Пусть романы так и останутся внутри, без внешней визуализации.

А вы как относитесь к экранизациям любимых книг?
«Если текст действительно стоящий, он выдержит «визуализацию»  «Кротовые норы» - одна из тех книг, к которой я постоянно возвращаюсь.
2 минуты
396 читали