Найти тему
46 подписчиков

Духовные сокровища кутьинского храма🍇


✍️В прошлый раз мы поговорили о зарождении христианской стенописи. Сегодня проследим, как формировался канон росписи, который наглядно представлен и в нашем кутьинском храме.

📌В конце IV века, когда гонения на христиан были наконец прекращены, люди получили возможность открыто исповедовать свою веру, строить храмы и совершать богослужения. Вся полнота наследия катакомбной стенописи вышла из-под земли и сделала новый рывок в развитии.

📌Система росписи храма сложилась в Византии в VIII веке одновременно со сложением чина Литургии. Православный храм воспринимается как органичная часть Богозданной вселенной, ее духовное завершение. Внутреннее же храмовое пространство посредством росписей раскрывает модель мироздания и тесно связывается с богослужением. Так на церковных стенах возникает грандиозная картина единства священной и человеческой истории. Стоящий в храме физически включен в состав этого огромного образа храма, участвует в событиях, которые лицезреет.

📌После завершения эпохи борьбы за иконопочитание окончательно сформировались основные принципы построения изображений росписей. Они
тесно связаны с архитектурным типом. В Византии основным стал крестово-купольный тип.

📌Традиционно фрески делятся на две зоны. Верхнее подкупольное пространство символизирует небесную сферу, а четырехугольное, расположенное ниже барабана — земной мир.

📌В центре купола, как правило, изображается Христос Вседержитель (Пантократор) в окружении архангелов, ангелов, херувимов, серафимов. На стенах подкупольного барабана размещаются пророки, апостолы, в некоторых случаях праотцы, Богородица и Иоанн Предтеча.

Так как в алтаре совершается Таинство Евхаристии, сюжеты росписей здесь связаны с ним.

📌Средняя зона храма посвящается жизни Иисуса Христа. Здесь могут быть циклы, связанные с Рождеством, притчами и чудесами, совершенными Спасителем, история страстей Христовых.

Состав сцен средней части зависит также от богословской программы конкретного храма. Так в богородичной церкви будут преобладать сцены из жизни Девы Марии. Никольский храм, как наш в Кутьино, будет содержать сцены из жития святителя Николая. Здесь также помещаются одиночные образы святых, наиболее чтимых в данном приходе.

📌На западной стене располагаются сцены Страшного суда. Так выходящему напоминается о смертном часе и об ответственности перед Богом. Выше, если позволяет пространство, располагается образ шестидневного творения мира. В таком случае образы западной стены представляют начало и конец земной истории человечества.

Живопись притвора раскрывает темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая, а также ранних ветхозаветных событий.

📌Кутьинский храм возведен в Синодальный период русской церковной истории, который начался при Петре I, упразднившим патриаршество. Это время в храмовом искусстве характеризуется постепенной и всё большей секуляризацией. Иконы и росписи от высочайших традиций Рублева и Дионисия, которые выросли из аскетической практики исихазма, всё больше уходят от этой глубокой молитвенности в сторону портретной живописи и декоративности. Появляется, так называемый академический стиль, приближающий иконописание к светской картине на религиозную тему. Священные изображения приобретают анатомическую правильность и живоподобность, но теряют свою сакральность. Перед ними становится очень сложно молиться, потому что уходит понимание, что есть икона. После войны 1812 года снова возрастает интерес к древнерусскому наследию, афонскому письму, органично соединившему канон и академичность, византийскому искусству.

🎨Фрески храма в Кутьино академичны, но довольно сдержаны, нет вычурной декоративности и экспрессии. Судя по всему, распись выполняла артель мастеров крепкой средней руки. Об этом говорит и то, что изображения смогли хоть частью дойти до нас. И даже в таком своем виде фрески вызывают к жизни проповедь о Боге, о святости, и о времени, когда верность Христу снова, как в первые века, требует подлинного мужества и высочайшей любви.
#Кутьино
3 минуты