104,9 тыс подписчиков
Западный ленд-лиз в период Великой Отечественной войны был крайне разнообразным по своему составу. Достаточно сказать, что из 18 миллионов тонн грузов различного назначения именно военные поставки составляли около 20%. Остальное — это не менее важные для ведения тотальной войны (включая производство и использование техники) вещи: промышленное оборудование, нефтепродукты, порох (коего привезли 127 тысяч тонн), сталь, продовольствие. Последнего завезли около 4,5 миллионов тонн.
Потому вокруг ленд-лиза немало споров: если судить чисто по технике, то танки и самолеты по ленд-лизу составляли 14 — 17 % произведенного в СССР. Но и здесь есть исключения, вроде огромного числа поставленных в СССР различных автомашин, свыше 400 тысяч единиц. Это превосходит аналогичные показатели произведенных в СССР автомашин за период войны.
Но гораздо важнее были именно эти «невоенные» поставки:
«Большое значение имели поставки в СССР высокооктанового бензина. Его использовали для заправки ленд-лизовских самолетов и добавления в бензин собственного производства с целью повышения его октанового числа. К тому же американцы предоставили Советскому Союзу оборудование для нескольких нефтеперерабатывающих заводов...» (с) Великая Отечественная война 1941-1945 годов. В 12 томах. Коллектив авторов.
Потому что в те годы ключевой разницы между фронтом и тылом не было. Все ресурсы государства были направлены на достижение успехов в войне. И нужно отметить, что победы советского оружия без высокооктанового бензина, без дополнительного продовольствия (а страна находилась на пороге голода, утратив черноземные области), наконец, без тех самых 400 тысяч автомашин... явно обошлись бы дороже.
Фотография: грузовики «Студебеккер» в транспортном резерве командования Красной Армии, 1944 год. Автор фото — Борис Антонов.
1 минута
15 мая 2023
73 тыс читали