Найти тему
18,6 тыс подписчиков

Многие отцы Церкви и церковные авторы обращаются к теме невидимой брани в доникейский период. Однако понимают они ее по-разному. Либо в духе св. Иоанна Богослова - как универсальную и чисто внешнюю брань (добра и зла, Бога и диавола и пр.). Либо в духе св. апостола Павла - как брань внутреннюю: с греховным законом и бесами.

На Западе в основном реализуется стратагема апокалиптической войны святого Иоанна Богослова. Идеи любимого ученика Христова развивают св. Ипполит Римский и свт. Ириней Лионский. Святой Ипполит Римский в сочинении «О Христе и Антихристе» делает акцент на мистицизме и эсхатологизме. Святой Ипполит говорит о брани Господа Иисуса Христа и диавола как о некой тайне, которую должно хранить от неверных по слову апостола Павла (1Тим. 6: 20).
   В своем сочинении толкователь дает многозначный образ главного врага христиан последних времен – антихриста (сына диавола). Последний, по мысли св. Ипполита, примет образ царя, агнца и льва, потому что настоящий Христос приходил именно в таком виде. Антихрист, по мысли св. Ипполита родится из колена Данова и будет неодолимым на поле брани: «всякий, кто встретится с ним на брани, падет мечом». Он победит даже святых.
   Свт. Ириней Лионский говорит об апокалиптической войне в пятой книге своего большого труда «Против ересей». Большое внимание лионский архипастырь уделяет описанию Агнца – «Господа господствующих и Царя царей» (Отк. 17.12-14). Агнец есть глава Божьего воинства, искусный и мудрый архистратиг. Он поражает врага заповедями Божиими уже тогда, когда отражает приражения сатаны в пустыне. Так же, исполняя заповеди, должны поступать и духовные воины – верующие во Христа. Они имеют для этого помощь святого Архистратига, ибо «бывшее в Адаме преступление заповеди было уничтожено посредством заповеди Закона, которую соблюл Сын Человеческий, не преступив заповеди».
1 минута
808 читали