Найти в Дзене

Из публикации американского The Diplomat: «Как политика Таиланда в отношении Мьянмы может измениться после прихода к власти “Движения вперед”».


За более чем два года после военного переворота в феврале 2021 года правительство Праюта Чан-очи заняло поразительно сговорчивую позицию по отношению к военной хунте. Утверждая, что занимается «тихой дипломатией», оно невнятно реагировало на частые зверства вооруженных сил Мьянмы против гражданского населения и дестабилизацию регионов, непосредственно граничащих с Таиландом.

В последние месяцы в Таиланде прошла волна диалогов в формате «Трек 1,5», в которых участвовали военные и представители соседних стран, но исключалось оппозиционное правительство национального единства (NUG), которое координирует борьбу против переворота.

Такой подход можно объяснить как целым рядом факторов, в том числе тесными личными и институциональными отношениями, связывающими вооруженные силы двух стран, так и врожденной приверженностью правительства Таиланда норме АСЕАН о «невмешательстве» в дела друг друга.

В течение года, предшествовавшего прошедшим на прошлой неделе выборам, лидер «Движения вперед» Пита Лимджароенрат обещал положить конец нынешнему подходу к Мьянме, что является частью его более широкого стремления выдвинуть на первый план во внешней политике Таиланда принципы прав человека, справедливости и верховенства закона.

На своей первой пресс-конференции после выборов Пита признал ключевую роль Таиланда в обеспечении соблюдения Мьянмой Консенсуса АСЕАН из пяти пунктов, который призывает к немедленному прекращению насилия и всеобъемлющему политическому диалогу с участием «всех сторон» конфликта.

Он также сказал, что одним из его приоритетов на посту премьер-министра будет создание гуманитарного коридора между Таиландом и Мьянмой, и что его администрация будет способствовать реализации недавно принятого Конгрессом США Закона о Бирме, который разрешает предоставление нелетальной поддержки силам сопротивления в Мьянме. В целом он пообещал «работать с международным сообществом, чтобы убедиться, что у нас есть необходимые средства давления и стимулы для людей, чтобы разрешить их конфликт».

С тех пор Пита заявлял, что его политика в отношении Мьянмы будет включать взаимодействие «со всеми заинтересованными сторонами», включая, предположительно, оппозиционное правительство национального единства и другие силы сопротивления.

Военное руководство в Нейпьидо, похоже, обеспокоено приходом к власти MFP. «Партия “Движение вперед” настроена прозападно, и они будут помогать террористам, — указал вице старший генерал Со Вин в директиве региональным командирам вдоль границы с Таиландом, о которой в понедельник сообщили оппозиционные СМИ Мьянмы. - Мы должны следить за границей и получать информацию о них, их передвижениях и действиях».

Одни только обещания Питы ознаменовали бы значительный, если не радикальный, сдвиг в тайской политике. Однако трудно сказать, какое влияние они окажут на ход конфликта в стране.

На региональном уровне более активное тайское правительство, безусловно, поддержат те государства-члены АСЕАН, такие как Малайзия и Индонезия, которые настаивают на более сильном региональном ответе хунте. Однако этот подход по-прежнему будет сталкиваться с противодействием со стороны таких стран, как Вьетнам, Камбоджа и Лаос, которые придерживаются наиболее ограничительной и консервативной интерпретации принципа «невмешательства» АСЕАН. Возможно, трудно делать выводы на таком раннем этапе, но Пита все еще формирует политику Таиланда в терминах Консенсуса из пяти пунктов, который многие активисты и наблюдатели в Мьянме, не говоря уже о самом сопротивлении, считают функционально мертвым.

Важен и внутренний фронт. Можно считать само собой разумеющимся, что если консерваторы Таиланда позволят коалиции, возглавляемой «Движением вперед» прийти к власти, они будут сопротивляться реализации ее политической программы. Это может коснуться и внешней политики.

Скачать прайс

Написать в WhatsApp
Из публикации американского The Diplomat: «Как политика Таиланда в отношении Мьянмы может измениться после прихода к власти “Движения вперед”».
3 минуты