Найти в Дзене

Праздник Вознесения Господня празднуется на 40-й день после Пасхи. В этом году он выпал на 25 мая. Это один из ранних христианских праздников, описание Вознесения Спасителя помещено в книге Деяний Апостольских, в первой главе👇

«…Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им дви мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути». (Деян. 1, 9-12).
Вознесение Бога событие торжественное и одновременно скорбное. Ведь Богочеловек покидает учеников и Матерь Свою, оставляя обетование о пришествии Утешителя и заповедуя Своим Вознесением о грозном Втором Пришествии в конце времен.
🎨 Самое раннее дошедшее до нас изображение Вознесения - это сцена на дверях церкви Сабины в Риме V века и миниатюры раннехристианских
Евангелий 587 года. Иконография праздника сложилась к VI веку и с тех пор не претерпела каких-либо значительных изменений.
Композиция иконы делится на две смысловые части.
В верхней изображен Спаситель в виде Господа Вседержителя, по-гречески - Пантократора. Вокруг фигуры возносяшегося Господа - круглая, как
правило, мандорла, которую поддерживают слева и справа двое или несколько ангелов. Мандорлу Спасителя поддерживают, как правило, два ангела, но их число может быть и большим.
📌 Например, на новгородской иконе, датируемой 1542 годом, изображены шесть ангелов: двое поддерживают круг славы, четверо трубят в трубы. Изображения трубящих ангелов также характерны и для раннеитальянских мозаик и фресок на сюжет «Вознесения».
Ангелов чаще располагают симметрично, по трое слева и справа. Вокруг их голов - нимбы. Изображение кресчатого нимба, то есть нимба с вписанным крестом обязательно имеется и вокруг головы Спасителя. Восседающий на невидимом престоле Спаситель облачен в традиционные для Его иконографии одежды - хитон и гиматий, но на этой иконе праздника они, как правило, не синего и красного цветов, а золотисто-желтого. Правой рукой Спаситель благословляет всех остающихся на земле, в левой у Него - свиток, обычно в свернутом виде.
В нижней части иконы - гора, на вершине которой изображен отпечаток стоп Спасителя. Горы в иконографии показывают место, где происходит изображаемое событие, но еще это символ - это спупени духовного восхождения. На фоне горок изображена Богородица в позе Оранты - с воздетыми в молении руками. И хотя в тексте Деяний нет прямого указания на присутствие Божией Матери в момент Вознесения, Она изображается на иконах праздника. Почему, спросите Вы. Ответ логичен, ведь Богородица являет Собой самое совершенное из рожденных на земле и от земных родителей человеческое существо. И конечно, икона, являющая возносящегося Спасителя мира, не мыслима без Той, от Которой Сам Бог Слово воспринял человеческую плоть. По сторонам от Нее помещены два ангела в белых одеждах, указывающие на возносящегося Христа апостолам.
Апостолы на иконе разделены на две группы по шесть человек. Особая деталь: на большинстве икон апостолы не имеют нимбов, нимбы есть только у Спасителя, Ангелов в верхней части иконы, Божией Матери и двух Ангелов в нижней части - «мужей в белых одеждах», как описаны они в книге Деяний. Но на иконах более позднего времени нимбы имеются и у всех апостолов.
Правильно это или нет? Сложно сказать, но отсутствие нимбов у апостолов на иконе «Вознесение» все же наиболее оправдано в богословском смысле, ведь это свидетельство того, что на учеников Христовых еще не снизошла благодать Духа Святого - Утешителя, Который по обетованию Спасителя явился в день Пятидесятницы. ✝️ С праздником, дорогие сестры и братья!
Праздник Вознесения Господня празднуется на 40-й день после Пасхи. В этом году он выпал на 25 мая.
3 минуты