Найти тему
18,1 тыс подписчиков

[Ships]- Ангара, №8

Итак, к концу 80-х годов несмотря на "перестройку-гласность-новое мышление", а может быть и благодаря им (шутка) за "Ангару" взялись всерьез, и именно тем людям мы обязаны, что сейчас имеем возможность любоваться этим кораблем.
Проект подъема судна был разработан механиком-наставником Восточно-Сибирского пароходства ВН.Брянцевым.
Специально называем этого человека, благодаря которому ледокол сейчас на плаву.
И 7 сентября 1988 года "Ангара" была поднята, получив практически второе рождение. И было это уже 35 лет назад!
Из корпуса поднятого судна откачали воду и начались восстановительные работы, которые велись АРТЕЛЬЮ, состоявшей из работников пароходства, созданной при творческом производственном объединении "Лад". Интересно, как оплачивался их труд, и из каких источников.
Работы велись около двух лет и только 5 ноября 1990 года (неужели к празднику?) отреставрированное судно было установлено в заливе у микрорайона Солнечный и в марте 1991 года состоялось открытие судна-памятника для посетителей.
До 2002 года на борту "Ангары" размещалась экспозиция Иркутского областного краеведческого музей, посвященная истории судоходства на Байкале. В тот же период с 1993-1997 годов часть помещений ледокола арендовала редакция Иркутской газеты "Номер один".
Интересно и то, что длительное время, до 2014 года, ледокол "Ангара" принадлежала иркутскому Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры (ВООПИиКу). Довольно любопытная организация - сейчас это добровольная самоуправляемая общественная организация, обладающая полной финансовой самостоятельностью и осуществляющая свою деятельность на большей части территории страны. Доходы Общества складываются из поступлений от членских взносов, благотворительных пожертвований, прибыли от производственных и торговых предприятий, финансовой помощи спонсоров.
По сути - "фонд который содержит памятники", вспомним, что американский "Техас" также поддерживала примерно такая же организация. Правда (могу ошибаться) результат и там, и там одинаков, и не в пользу судна.
В 2014 году по решению суда "Ангару" передали из ведения ВООПИиКа Аварийно-спасательной службе Иркутской области. Видимо, деятельность ВООПИиКа в чем то имела нарушения, может дело в том, что не только одна газета арендовала помещения ледокола? Может были и другие "арендаторы"? Если кто из читателей в курсе событий - было бы любопытно узнать подробности.

А сейчас "Ангара" вновь отдел Иркутского областного краеведческого музея с постоянно действующей экспозицией, в которую входят около 50 предметов, среди них макеты и модели различных судов, которые ходили по Байкалу с XVII века. Особый интерес представляет макет парома «Байкал», не сохранившегося до наших дней.
На выставке представлен фрагмент интерьера кают-компании I класса (в ней демонстрируются фильмы о ледоколах) и подлинные судовые приборы, а также подлинный судовой колокол ледокола «Ангара». Посетители смогут увидеть личные вещи капитанов ледокола, подаренные музею в разные годы. Что еще важно - в рабочем состоянии сохранился двигатель и машинное отделение ледокола, развёрнута выставка «По волнам славного моря Байкал», освещающая вехи освоения Байкала.
В целом знатное судно, мало кто знает и помнит, что "Ангара" сейчас второй по возрасту сохранившийся ледокол в мире после шведского «Bore»(1894 год).
И тут вполне уместно вспомнить строки, которые были посвящены "Ангаре" в статье в "Моделисте-Конструкторе" в далеком 1977 году (тогда первый раз решалась ее судьба как судно-музея):
"...Пройдет совсем немного времени - и "Ангара" займет место на своей последней почетной стоянке, пополнив ряды кораблей-мемориалов, хранителей славных революционных и боевых традиций нашей великой Родины".
Что тут сказать..., авторы статьи конечно имели ввиду ближайшие годы, но их пророчество удалось реализовать только через десятилетие и то не сразу. Но ведь все получилось!
Дай бог долгих лет ледоколу - ветерану!
3 минуты
520 читали