178 подписчиков
Не так давно в городах и селах можно было встретить мишек.
Так и было вплоть до 1867 года, пока Александр II не издал указ, запрещающий вождение медведей.
На Руси медведей водили по улицам с древности. Языческие волхвы, например, почитали этого зверя и называли его священным животным самого бога Велеса. Со временем с медведями стали заниматься скоморохи, а уже позднее появились так называемые «медведники», то есть крестьяне, которые обучали мишек, водили и этим зарабатывали на хлеб.
Дрессированных медведей водили по сёлам и городам. Под звуки бубна или барабана животное показывало трюки, а люди с удовольствием собирались чтобы посмотреть на умных зверей. Правда, этим народ не просто развеивал скуку. Выступления медведей были популярны, так как существовали суеверия, отражающие старинный тотемический культ медведя.
Когда медведи выступали на площадях, восторгу публики не было предела. Умные животные умели забавно пародировать и священников, и чиновников, и врачей, и цыган.
В произведении Гоголя «Мертвые души» описан мишка, который показывал парящуюся в бане крестьянку и детей, крадущих горох. Люди щедро подавали артистам, и животные были накормлены, а вожакам и прочим участникам выступлений вполне хватало на жизнь.
Инициатором запрета на вождение медведей стал член Общества покровительства животным, который говорил об обучении мишек как об их бесконечных мучениях. Правление подало прошение в Кабинет министров о запрете жестокой забавы. Защитников поддержал Петр Валуев, в то время он был министром внутренних дел.
Когда все эти данные дошли до Александра II, он принял приведенные доводы и издал указ, которым запретил водить медведей. Хотя это был настоящий удар по сложившейся отрасли народного хозяйства. Указ приказывал уничтожить промысел в течение 5 лет.
1 минута
11 мая 2023