Найти тему
2982 подписчика

Известно, что всякий язык, в том числе язык научного описания или технического моделирования, организован как система бинарных оппозиций, великий Клод Леви-Стросс показал, что культура (образцы поведения, ценности и понятия) организована как язык, а не менее великий Жак Лакан к этому добавил, что бессознательное тоже организовано как язык, то есть, система бинарных оппозиций, более сложные модели дедуцируются именно из этого постулата.

Хуже того, оппозиция, полагаемая как исходный момент рефлексии, заимствуется из опыта повседневности, как различие, интуитивно очевидное каждому вменяемому носителю языка, то есть, вводится через деиксис, а не дефинициями, это имена феноменов, а не понятия.
Таковы, например, оппозиции "повседневность/транзит", "сырое/приготовленное" или "свой/чужой", вводя которые, приходится апеллировать к собственному экзистенциальному опыту партнёра по диалогу.
Повседневность, конечно, не нуждается в рефлексии, скорее, наоборот, её исключает, в рефлексии нуждается транзит, опыт которого, собственно, и артикулирован на дискурсе как бинарная оппозиция, то есть, элементарное, непосредственно очевидное различие.
Терпеть не переношу заниматься вопросами методологии, это "школа", а не работа, гимнастика на берегу, а не реальное погружение в лимб.
PS. Знающий человек поясняет, что минимальное количество объектов для различения - три, два из которых схожи, а третий отличен, во всяком случае, так утверждают когнитивные теории, сам конструкт при этом бинарен.

Андрей ИГНАТЬЕВ
1 минута